Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
АННОТАЦИЯ
Адаптированной образовательной программы
дошкольного
образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья
(с задержкой психического развития)
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями
здоровья (с задержкой психического развития)
Государственного бюджетного
дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада №
66 Приморского района Санкт-Петербурга (далее -
АОП ДО) разработана на
основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ, в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155), а также Федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья от 24.11.2022г.
№ 10 22 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 27.01.2023г. № 72149), с учетом
парциальной образовательной
программы (часть Адаптированной образовательной программы, формируемая
участниками образовательных отношений):
· «Город-сказка, город-быль. Знакомим
дошкольников с Санкт-Петербургом»
Е.В. Коренева-Леонтьева, О.В. Солнцева;
Адаптированная
образовательная программа содержит материал для организации
коррекционно-развивающей
работы в группе компенсирующей направленности среднего и старшего дошкольного
возраста (5-7лет) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), программа
реализуется на государственном языке Российской Федерации
Содержание
Адаптированной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой,
содержательный и
организационный.
Целевой раздел Адаптированной образовательной программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения
Адаптированной образовательной программы, определяет
ее цели и задачи, принципы и подходы (в том числе специфические), к формированию Адаптированной
образовательной программы для детей с ЗПР, планируемые
результаты ее освоения в виде целевых
ориентиров, развивающее оценивание
качества образовательной деятельности.
Содержательный раздел Адаптированной образовательной программы включает
описание образовательной деятельности с детьми с ЗПР по пяти образовательным
областям: социально-коммуникативное
развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие;
формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная
развивающая
образовательная
среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (программу коррекционно-развивающей
работы).
Адаптированная образовательная программа
предполагает:
· конкретизацию планируемых результатов и целевых
ориентиров для детей разных возрастных групп с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей;
· дополнение содержательного раздела направлениями
коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции
нарушений развития детей с ЗПР, физической и психической, индивидуально-типологических
особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностных
сфер.
· определение содержания программы коррекционной работы
с учетом структуры дефекта, для обоснованного привлечения комплексных,
парциальных программ, методических и дидактических пособий и иных
содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми с ЗПР
и сопутствующие проявления в общей структуре
дефекта;
· конкретизация и дополнение пунктов организационного
раздела с учетом изменений, необходимых для эффективной работы с детьми с ЗПР в
части планирования образовательной деятельности, обеспечения психолого-педагогических
условий развития детей, режима и
распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления предметно-развивающей среды,
перечня нормативных и нормативно-правовых документов, перечня литературных
источников.
Адаптированная
образовательная программа для детей с ЗПР опирается на использование
специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных
образовательных программ (полностью или частично), специальных методических
пособий и дидактических материалов.
Реализация
Адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР подразумевает
квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения групповых (фронтальных), подгрупповых и индивидуальных занятий.
Адаптированная
образовательная программа определяет примерное содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в
различных видах деятельности, таких как:
· игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие
виды игры),
· коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими
детьми),
· познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального
миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами
активности ребенка, как:
· восприятие художественной литературы и фольклора,
· самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице),
· конструирование (конструкторы, модули, бумага,
природный и иной материал),
· изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
· музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах),
· двигательные (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
Содержательный раздел Адаптированной образовательной программы включает
описание
коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение
детей с ЗПР в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
· является неотъемлемой частью Адаптированной
образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития;
· обеспечивает достижение максимальной коррекции
нарушений развития;
· учитывает особые образовательные потребности детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
· обеспечивает планируемые
результаты дошкольного образования детей с задержкой психического развития
в виде целевых ориентиров в условиях
дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.
Воспитание детей отражено в
рабочей программе воспитания, которая является
компонентом Адаптированной образовательной программы дошкольного
образования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности детей с ЗПР предполагает
преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального
общего образования.
В Организационном
разделе программы представлены
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей с ЗПР, материально-техническое
обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной
развивающей образовательной среды, календарный план воспитательной работы.