Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)
Описание образовательной программы
АННОТАЦИЯ
Адаптированной образовательной программы
дошкольного
образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья
(с тяжелыми нарушениями речи)
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями
здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)
Государственного бюджетного
дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада №
66 Приморского района Санкт-Петербурга (далее -
АОП ДО) разработана на
основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ, в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155), а также Федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья от 24.11.2022г.
№ 10 22 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 27.01.2023г. № 72149), с учетом
парциальных образовательных
программ (часть Адаптированной образовательной программы, формируемая
участниками образовательных отношений):
· «Город-сказка, город-быль. Знакомим
дошкольников с Санкт-Петербургом»
Е.В.
Коренева-Леонтьева, О.В. Солнцева;
· «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич;
· «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду»
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
· «Физическая культура в
детском саду»
Адаптированная
образовательная программа содержит материал для организации
коррекционно-развивающей
деятельности в группах компенсирующей направленности
среднего и старшего
дошкольного возраста (5-7лет) для детей с ограниченными возможностями здоровья
(ТНР), программа реализуется на государственном языке Российской Федерации
Содержание
Адаптированной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой,
содержательный и
организационный.
Целевой раздел Адаптированной образовательной программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения
Адаптированной образовательной программы, определяет
ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Адаптированной
образовательной программы, планируемые результаты
ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Адаптированной образовательной программы включает
описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие;
формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная
развивающая
образовательная
среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия
с
другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей (коррекционную программу).
Адаптированная образовательная программа
предполагает:
· конкретизацию планируемых результатов и целевых
ориентиров для детей разных
возрастных групп с учетом особенностей речеязыковых нарушений и
сопутствующих
проявлений;
· дополнение содержательного раздела направлениями
коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции
недостатков речеязыкового развития детей, психологической, моторно-двигательной
базы речи, профилактике потенциально возможных трудностей в овладении грамотой
и обучении в целом;
· определение содержания программы коррекционной
работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом структуры дефекта, с
обоснованным привлечением комплексных, парциальных программ, методических и
дидактических пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для
использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и
сопутствующие проявления в общей структуре
дефекта;
· конкретизация и дополнение пунктов организационного
раздела с учетом изменений, необходимых для эффективной работы с детьми с ТНР в
части планирования образовательной деятельности, обеспечения
психолого-педагогических условий развития
детей, режима и распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления
предметно-развивающей среды, перечня нормативных и нормативно-правовых
документов, перечня литературных источников.
Адаптированная
образовательная программа для детей с ТНР опирается на использование
специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных
образовательных программ (полностью или частично), специальных методических
пособий и дидактических материалов.
Реализация
Адаптированной образовательной программы для детей с ТНР подразумевает
квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения групповых (фронтальных), подгрупповых и индивидуальных занятий.
Адаптированная
образовательная программа определяет примерное содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в
различных видах деятельности, таких как:
· игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие
виды игры),
· коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими
детьми),
· познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального
миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами
активности ребенка, как:
· восприятие художественной литературы и фольклора,
· самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице),
· конструирование (конструкторы, модули, бумага,
природный и иной материал),
· изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
· музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах),
· двигательные (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
Содержательный раздел Адаптированной образовательной программы включает
описание
коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию
детей с тяжелыми нарушениями речи в общество. Коррекционная программа:
· является неотъемлемой частью адаптированной
образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с
тяжёлыми нарушениями речи;
· обеспечивает достижение максимальной коррекции
нарушений развития;
· учитывает особые образовательные потребности детей
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Адаптированная
образовательная программа обеспечивает планируемые
результаты дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в виде
целевых ориентиров в условиях
дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.
В Организационном
разделе программы представлены
условия, в том числе материально-техническое обеспечение, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или
режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей
образовательной среды.