ПОЛОЖЕНИЕ о режиме занятий и учебной нагрузке обучающихся

1. Общие положения

1.1. Положение о режиме занятий и учебной нагрузке обучающихся 1 Государственного
бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга (далее – Положение) регулирует
основные вопросы осуществления образовательной деятельности 2 и требования к
организации образовательных занятий (непрерывной образовательной деятельности, 3
далее - НОД), содержит информацию о сроках начала и окончания учебного года,
продолжительности учебного года, учебной недели, учебного дня, периодичность и
продолжительность НОД в ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района СанктПетербурга (далее – ОУ).
1.2. Положение разработано с учетом требований нормативных правовых актов:
▪ Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 30 части 2, ст.41 части 1 п.3);
▪ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; ▪ СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
▪ СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; ▪
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования».
1.3. Образовательная деятельность в ОУ осуществляется в соответствии с утвержденной
Образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ ЦРР детский сад №66
Приморского района Санкт-Петербурга (далее - ОП ДО ОУ), разработанной ОУ в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее - ФГОС ДО).4
ОП ДО ОУ реализуются в ОУ с учетом режима работы ОУ, в соответствии с
режимом дня возрастных групп и расписанием НОД, соответствующих анатомическим и
физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
Режим дня и расписание НОД составляется для каждой возрастной группы и
утверждается руководителем ОУ.
1.4. Расписание НОД составляется на текущий учебный год с учетом реализации
обязательной части ОП ДО и части, формируемой участниками образовательных

1

обучающийся - лицо, осваивающее любую образовательную программу, в том числе образовательную программу
дошкольного образования.
2 Образовательная деятельность - совокупность последовательных действий, предпринимаемых работниками ОУ для
достижения результатов, предусмотренных образовательной программой дошкольного образования.
3 НОД - деятельность, деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой,
двигательной,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкальнохудожественной, чтения художественной литературы) осуществляемая совместно со взрослыми,
направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с
использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в
зависимости от: - уровня освоения образовательной программы дошкольного образования, - решения конкретных
образовательных задач.
4 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»

отношений, в соответствии с Учебным планом 5 , приоритетными направлениями и
спецификой осуществления образовательного процесса в ОУ.
В расписании НОД должны быть отражены:
- основные виды деятельности детей в конкретные периоды НОД в течение дня,
недели и их чередование;
- образовательные области6, обозначенные в ФГОС ДО, задачи которых решаются в
каждый из конкретных периодов НОД; - формы работы, в которых осуществляется
НОД.
1.5. При планировании и составлении расписания НОД образовательное
учреждение руководствуется требованиями к организации режима дня и
максимально допустимыми объемами образовательной нагрузки в течение одного
занятия и одного дня, особенностями организации занятий с применением
электронных средств обучения и занятий по физическому воспитанию,
установленными санитарными правилами и нормативами.
Режим дня и расписание НОД должны быть построены с учетом возрастных
особенностей детей и способствовать их гармоничному развитию.
Режим дня и расписание НОД могут корректироваться в зависимости от
реализуемых ОП ДО и сезона года (летний оздоровительный период).
1.6. Расписание НОД составляется старшим воспитателем совместно с
педагогическими работниками ОУ на начало учебного года с учетом фактического
количества возрастных групп, рассматривается и принимается на педагогическом
совете и является локальным нормативным актом ОУ, обязательным для
выполнения каждым участником образовательных отношений7.
Внесение изменений в расписание НОД (в том числе: при введении в действие
новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих
требования к организации образовательного процесса; в случаях корректировки ОП ДО
ОУ, карантина 8 , приостановления образовательного процесса в связи с ремонтными
работами и т.п.) принимаются педагогическим советом, решение о внесении изменений
фиксируется в протоколе, а измененное расписание НОД оформляется приложением к
Учебному плану с приложением выписки из протокола педагогического совета.
Расписание НОД (внесение изменений в расписание НОД) утверждается приказом
руководителя ОУ.
1.7. Настоящее Положение принимается решением педагогического совета ОУ с
учетом мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся и
представительного органа работников ОУ, утверждаются распорядительным актом
ОУ.
Положение принимается на неопределенный срок и действует до внесения
изменений. Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой
редакции в соответствии с установленными требованиями. После принятия новой
редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.
5

Учебный план – документ, который определяет перечень образовательных занятий и распределение их в течение
недели, учебного года с учетом учебной нагрузки (продолжительность и количество занятий, отведенного на каждую
образовательную область) и обеспечивающий освоение ОП ДО ОУ. Учебный план разрабатывается ОУ с соблюдением
установленных санитарно-гигиенических и педагогических требований.
6 Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая
адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. Выделяют следующие образовательные
области: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
7 участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся, педагогические работники и их представители, ОУ
8 В дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости: в режиме дня увеличивается общая продолжительность
пребывания детей на свежем воздухе, уменьшается объем НОД с повышенными физическими и
интеллектуальными нагрузками.

Положение в новой редакции доводятся до сведения указанных в нем лиц в
соответствии с установленными требованиями.
1.8. Положение размещается в общедоступном месте на информационном
стенде и на официальном сайте ОУ в сети Интернет.
1. Цели и задачи
2.1. Настоящее Положение разработано с целью обеспечения охраны здоровья
обучающихся в ходе образовательного процесса.
Режим занятий и учебная нагрузка обучающихся должны обеспечивать соблюдение
установленных санитарно-гигиенических и педагогических требований, обеспечивать
конституционные права обучающихся на образование и здоровьесбережение.
2. Режим функционирования образовательного учреждения
3.1. Режим работы ОУ (возрастных групп ОУ) и длительность пребывания в
образовательном
учреждении обучающихся
определяются
действующим
законодательством и Уставом ОУ.
По согласованию с учредителем и (или) администрацией района режим
функционирования отдельных возрастных групп ОУ может быть изменен (дополнен) в
соответствии с Уставом.
3.2. Режим работы ОУ: пятидневная рабочая неделя, понедельник - пятница. Выходные
дни: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством
Российской Федерации.
3.3. Режим работы возрастных групп ОУ:
▪ полный день (12-часового пребывания) – с 07.00 до 19.00.
3.

Порядок организации образовательной деятельности
(режим занятий и учебной нагрузки)
4.1. Продолжительность учебного года: с 01 сентября по 31 мая.
Если первый учебный день приходится на выходной день, то в этом случае учебный
год начинается в первый, следующий за ним рабочий день.
4.2. Учебная нагрузка (продолжительность и количество занятий, количество учебных
дней, недель) и виды НОД в рамках реализации содержания образовательных областей
регламентируются Учебным планом ОУ на текущий учебный год с учетом уровня
реализуемой образовательной программы, а также с учетом праздничных дней,
установленных законодательством Российской Федерации (каникулярные периоды в
соответствии с днями государственных праздников).9
Распределение учебной нагрузки в течении недели регламентируется расписанием
НОД на текущий учебный год.
Единицей измерения учебного времени и формой организации НОД является
образовательное занятие.
В расписании НОД указывается время начала и окончания занятий в течение дня.
Занятия для всех возрастных групп ОУ начинаются не ранее 08.00 и заканчиваются
не позднее 17.00.
4.4. Продолжительность учебной недели: 5 дней.
4.3. Продолжительность учебного года составляет 36-37 недель.

9

В середине года (январь-февраль) для обучающихся возрастных групп организуются недельные каникулы, во время
которых проводятся занятия эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительная
деятельность и т.п.).

4.5. Продолжительность летнего оздоровительного периода: с 01 июня по 31 августа10.
4.6. Расписание НОД должно учитывать допустимые нагрузки, установленные
санитарными требованиями и нормативами (продолжительность одного занятия;
продолжительность суммарной образовательной нагрузки в течение дня (количество
занятий в течение дня); распределение занятий в течение дня (в первую и вторую половину
дня); перерывы между занятиями):
Возрастная
группа

1-ая младшая
группа
2-ая младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа

Возраст
обучающих
ся

Продолжительность
1 занятия, не
более/минут

(2-3 года)

не более 10 мин.

(3-4 года)

не более 15 мин.

(4-5 лет)

не более 20 мин.

Продолжительность суммарной
образовательной нагрузки в
течении дня, не более/минут /
количество занятий в день

не более 20 мин.
(2 занятия в первой и второй
половине дня)

не более 30 мин.
(2 занятия в первой половине дня)

не более 40 мин.
(2 занятия в первой половине дня)

Общее
количество
занятий в
неделю

10 занятий
10 занятий
10 занятий

не более 50 мин. или 75 мин.
(5-6 лет)

не более 25 мин.

(3 занятия: 2 занятия - в первой
половине дня, 1 занятие - во второй
половине дня после дневного сна)

15 занятий

не более 90 мин.
Подготовите
льная группа

(6-7 лет)

не более 30 мин.

(3 занятия в первой половине дня;
одно занятие может проводиться во
второй половине дня после
дневного сна)

15 занятий

4.7. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует
дифференцировать в зависимости от возраста детей. С целью соблюдения возрастных
регламентов продолжительности занятий их следует начинать со старшими детьми,
постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.
4.8. В середине времени, отведенного на НОД, в целях реализации здоровьесберегающего
подхода при организации занятий - проводятся физкультурные минутки. Перерывы между
занятиями составляют - не менее 10 минут.
4.9. НОД, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения
детей, проводится в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности
детей (вторник, среда).
Для профилактики утомления детей НОД, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения, сочетается с НОД по физической культуре,
музыкальному воспитанию, художественно – эстетическому развитию.
НОД с детьми проводится воспитателями в групповых комнатах. Музыкальные и
физкультурные занятия проводятся специалистами в музыкальном и спортивном залах.
Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо
использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким
включением подвижных игр, спортивных упражнений, утренней гимнастики и т.п.
Суммарный объем двигательной активности должен составлять не менее 1 часа в
день.

10

Во время летнего оздоровительного периода - увеличивается продолжительность прогулок (с учетом погодных условий
и возраста детей).

2.10. Запрещается привлекать обучающихся без согласия их родителей (законных
представителей) к труду, не предусмотренному ОП ДО ОУ.
Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится
в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в
подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т. п.). Его продолжительность
не должна быть больше 20 мин в день.
4.11. Режим занятий с применением электронных средств обучения.
4.11.1. Занятия с использованием электронных средств обучения (далее – ЭСО) проводятся
в возрастных группах от пяти лет и старше.
4.11.2. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов
ЭСО на занятиях составляет:
Возраст
обучающегося

Электронное средство обучения

Интерактивная доска
Интерактивная панель
Персональный компьютер, ноутбук11
Планшет

Продолжительность, мин., не более
на одном занятии
в день

5-7
5-7
6-7
6-7

7
5
15
10

20
10
20
10

4.11.3. Для воспитанников 5-7 лет продолжительность непрерывного использования: ▪
экрана с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации,
предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, составляет 5–7
минут;
▪ наушников составляет не более часа. Уровень громкости устанавливается до 60
процентов от максимальной.
4.11.4. Во время занятий с использованием электронных средств обучения педагоги
проводят гимнастику для глаз.
4.12. Требования к организации физического воспитания (режиму занятий физической
культурой).
4.12.1. Продолжительность физкультурных, физкультурно-оздоровительных занятий и
мероприятий определяется с учетом возраста, физической подготовленности и состояния
здоровья детей.
Занятия по физической культуре организуются:
Продолжительность

занятий в

1-ая младшая

Количество Возрастная группа Возраст
Место проведения занятий обучающихся
1 занятия
неделю

не более 10 мин.
(2-3 года)

групповое помещение/

группа
по подгруппам
2-3 занятия физкультурный зал
2-ая младшая группа (3-4 года) не более 15 мин. 3 занятия физкультурный зал
Средняя
группа
(4-5 лет)
не более 20 мин. 3 занятия
физкультурный зал
Старшая
физкультурный зал - 2 группа (5-6 лет) не более 25 мин. 3 занятия на
открытом воздухе -1
Подготовительная физкультурный зал - 2 группа (6-7 лет) не более 30 мин. 3 занятия на
открытом воздухе -1

11

Использование ноутбуков возможно при наличии дополнительной клавиатуры.

4.12.2. Занятия физической культурой и спортом, подвижные игры проводятся на
открытом воздухе, если позволяют показатели метеорологических условий (температура,
относительная влажность и скорость движения воздуха) и климатическая зона. В
дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводятся в
физкультурном зале.
4.12.3. Занятия по физическому развитию с детьми 5-7 лет на открытом воздухе проводятся
только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей
спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
4.12.4. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при
постоянном контроле со стороны медицинских работников.
4.12.5. Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе
динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом
году жизни.
Оценку уровня физической подготовленности дошкольников проводит инструктор
по физической культуре в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и в конце его (апрельмай) и контролирует старший воспитатель ОУ.
4.13. Для детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет) устанавливается адаптационный
период в течении первых двух недель сентября, с учетом их психофизических
особенностей и состояния здоровья.
4.14. В конце учебного года (последние 2 недели мая: 3 и 4 недели) проводится мониторинг
качества освоения ОП ДО ОУ:
▪ для детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет), второй младшей группы (от 3 до
4 лет), средней группы (от 4 до 5 лет), старшей группы (от 5 до 6 лет) –
промежуточные результаты освоения ОП ДО ОУ;
▪ для детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет) – планируемые итоговые
результаты освоения ОП ДО ОУ.
4.15. В летний оздоровительный период НОД осуществляется в образовательных областях:
физическое и художественно-эстетическое развитие (занятия эстетического и
оздоровительного циклов: музыкальные, физкультурные, рисование и т.п., спортивные и
подвижные игры, праздники, экскурсии, развлечения и др.). При благоприятных
метеорологических условиях НОД проводятся на открытом воздухе на игровых
площадках во время прогулки.
4.16. При предоставлении дополнительных образовательных услуг, включая обучение по
дополнительным общеразвивающим программам, составляется дополнительное
расписание занятий:
▪ для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся; ▪ с
учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
Расписание занятий по дополнительным общеразвивающим программам должно
учитывать допустимые нагрузки:
▪ 1-ая младшая группа (от 2 до 3 лет), длительность занятия -10 минут;
▪ 2-ая младшая группа (от 3 до 4 лет), длительность занятия - 15 минут;
▪ средняя группа (от 4 до 5 лет), длительность занятия - 20 минут;
▪ старшая группа (от 5 до 6 лет), длительность занятия - 25 минут;
▪ подготовительная группа (от 6 до 7 лет), длительность занятия - 30 минут.
Перерыв между последним занятием по реализации ОП ДО ОУ (заканчивается не
позднее 17.00) и началом занятий по дополнительным общеразвивающим программам
должен составлять не менее 20 минут.
Занятия по дополнительным общеразвивающим программам должны
заканчиваться не позднее 19.00.

Расписание занятий по дополнительным общеразвивающим программам
составляется с учетом требований санитарных требований и нормативов и утверждается
руководителем ОУ в установленном порядке.
4. Ведение документации
5.1. Расписание НОД является документом, регламентирующим особенности организации
образовательного процесса, является приложением к Учебному плану, который
принимается педагогическим советом, утверждается приказом руководителя ОУ, и
обязателен для выполнения каждым участником образовательных отношений.
5.2. Расписание НОД, после утверждения размещается в общедоступном месте на
информационном на стенде в каждой возрастной группе и на официальном сайте ОУ в сети
Интернет.
5.3. Посещение ОУ обучающимися, в том числе занятий по дополнительным
общеразвивающим программам, фиксируется ответственными должностными лицами и
(или) воспитателями возрастных групп в журналах посещаемости.
5. Ответственность
6.1. Администрация, педагогические и другие работники ОУ - несут ответственность:
▪ за жизнь, здоровье обучающихся;
▪ за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с
учебным планом;
▪
за соответствие применяемых форм, методов и средств организации
образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям детей.
6.2. Администрация ОУ осуществляет контроль за реализацией ОП ДО ОУ, учебного плана,
соблюдением режима дня и организацией занятий, а также использование методик
воспитания и обучения детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».