1 I. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. II. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Обязательная часть программы Цели и задачи реализации рабочей программы Принципы и подходы к формированию рабочей программы Характеристики особенностей развития детей подготовительной к школе группы с 6 до 7(8) лет Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Планируемые результаты освоения рабочей программы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть программы Содержание образовательной работы с детьми подготовительной к школе группы 6-7(8) лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 6-7(8) лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников 6-7(8) лет 3 3 3 4 5 6 7 9 23 25 2.5. Планирование взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 27 2.6. 2.7. III. Выбор и реализация парциальных программ и форм организации работы с детьми Сложившиеся традиции группы 28 32 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть программы Описание материально- технического обеспечения рабочей программы (старшая группа) Обеспечение рабочей программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Распорядок пребывания воспитанников в ДОО (режим дня) Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО 33 34 34 35 39 40 2 I. Целевой раздел рабочей программы 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа музыкального руководителя для детей подготовительной к школе группы с 6 до 7(8) лет ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района СанктПетербурга разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с изменениями и дополнениями от 28.08.2015 г.; -Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15). Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей дошкольного возраста с 6 до 7(8) лет. Обязательная часть программы 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы Цели и задачи реализации рабочей программы: -реализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; -создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; -создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; -создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Цель музыкально-художественной деятельности Цель музыкально-художественной деятельности: -обеспечивать развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей; -обеспечивать развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; 3 восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Задачи реализации рабочей программы Задачи реализации программы: -охрана и укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоционального благополучия; - создание благоприятных условий развития детей с 6 до 7(8) лет в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; -повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Задачи музыкально-художественной деятельности: -воспитание слушательской культуры, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки; -развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки. Развитие музыкального слуха − интонационного, мелодическогo, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты; -развитие координации слуха и голоса, приобретение певческих навыков. Освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах; -освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях. Стимулирование желания самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. 1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Рабочая программа: -соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; -соответствует культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития детей дошкольного возраста; -сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; -обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательнообразовательного процесса, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; -строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра); -основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования; 4 -предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного; учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; - направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности; -строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. 1.1.3. Характеристика особенностей развития детей с 6 до 7(8) лет Подготовительная к школе группа В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, мышление, фантазия, память. В этом возрасте необходимо продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. У детей уже начинают формироваться навыки танцевальных движений, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) Для разработки рабочей программы для детей младшей группы c 6 до 7(8) лет использовались следующие нормативные документы и программы: -Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) с изменениями и дополнениями от 27.08.2015г. - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15); 5 - Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга; - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (М, 2014) Срок реализации рабочей программы: 2021-2022 учебный год (сентябрь 2021 – август 2022 года) 1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы (планируемые результаты обязательной части рабочей программы) Реализация образовательных целей и задач рабочей программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие» (музыкальная деятельность); «Физическое развитие» Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы «Художественно-эстетического развития» Подготовительная к школе группа - узнавать гимн РФ; - определять музыкальный жанр произведения; - различать части произведения; - определять настроение, характер музыкального произведения; слышать в музыке изобразительные моменты; - воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне; - сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка); - выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа; - передавать несложный ритмический рисунок; - выполнять танцевальные движения качественно; - инсценировать игровые песни; - исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности. 6 Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии: - Технология «Этнокалендарь Санкт- Петербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства Санкт- Петербурга «Толерантность» Планируемые результаты части Программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Технология «Этнокалендарь Санкт- Петербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга «Толерантность» Планируемые результаты Формирование представлений о разнообразии культурных традиций народов различных этнических культур, формирование интереса к национальным культурным традициям, знакомство с историей страны, города. Владение знаками, символами языка и культуры, формирование способов и средств познавательной деятельности. II.Содержательный раздел рабочей программы Обязательная часть рабочей программы 2.1. Содержание образовательной работы с детьми 6-7(8) лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Содержание рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) и интегрирует со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цели и задачи реализации направления «Музыка» Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей. Раздел «Слушание»: ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса. развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Раздел «Пение»: формирование у детей певческих умений и навыков 7 обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Раздел «Музыкально-ритмические движения»: развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения развитие художественно-творческих способностей. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка, становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них. развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах развивать способность творческого воображения при восприятии музыки способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах Рабочая программа, опираясь на примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», предполагает, проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. 2.2. Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 6-7(8) лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Темы месяца Моя семья. Детский сад. Форма организации музыкальной деятельности 1. Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных СЕНТЯБРЬ Программные задачи Развивать образное восприятие музыки. У ч и т ь : Репертуар «Мелодия» К. В. Глюка; «Мелодия», «Юмореска» П. И. Чайковского; «Цыганская ме8 Мой район. Мой город. произведений б) Развитие голоса и слуха 2. Пение. а) Усвоение песенных навыков б) Песенное творчество 3. Музыкальноритмические движения. а) Упражнения рассказывать о характере музыки; определять звучание флейты, скрипки, фортепиано. Знакомить с характерными музыкальными интонациями разных стран. Воспитывать интерес к классической музыке Совершенствова т ь музыкальносенсорный слух. У ч и т ь различать ритм У ч и т ь : петь разнохарактерные песни протяжно; выражать свое отношение к содержанию песни Учить импровизировать простейшие мелодии У ч и т ь : ритмично двигаться в характере музыки, ритме; менять движения со сменой частей музыки; выполнять упражнения с предметами в характере музыки лодия» А. Дворжака; «Порыв» Р. Шумана; «Шутка» И. С. Баха «Осенью», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Определи по ритму» Н. Г. Кононовой «Ёжик и бычок» П.Воронько, «Осень» А.Арутюнова, «Падают листья» М.Красева, «Лиса по лесу ходила» р.н.п., «Ехали медведи» М.Андреевой, «Скворушка прощается» Т.Попатенко, «Хорошо у нас в саду» В.Герчик, «Ручеёк», «Моя Россия» Г.Струве «С добрым утром», «Гуси», муз. и сл. Т. Бырченко «Прыжки». «Этюд» Л.Шитте, «Хороводный и топающий шаг». «Я на горку шла» р.н.м., «Марш» Н.Леви, «Большие крылья» Армянская н.м., «Приставной шаг». «Детская полька» А.Жилинского, «Высокий и тихий шаг». «Марш». Ж.Б.Люлли, «Боковой галоп». «Контрданс» Ф.Шуберт, «Приставной шаг» Е.Макарова, «Бег с лентами» А.Жилина, « Поскоки и сильный шаг» М.Глинки, «Упражнение для рук» Т.Влькорейской, Элементы танцев под муз. Т. Ломовой; ходьба разного характера под муз. И. Дунаевского, М. Красева, Ю. Чичкова; «Расчесочка», белорусская народная мелодия; «Упражнения с зонтами» (ветками, листьями) 9 б) Пляски У ч и т ь : исполнять танцы эмоционально, ритмично, в характере музыки; свободно танцевать с предметами У ч и т ь : проводить игру с пением; быстро реагировать на музыку. Воспитывать коммуникативные качества г) Музыкально-игровое Имитировать творчество движения машин Пальчиковые игры Учить детей произносить текст разным голосом. Развивать воображение. Игра на металлофоне Имитировать движение машин Самостоятельная музыкальная У ч и т ь деятельность инсценировать знакомые песни «Осень - гостья дорогая», «Игра с листьями» С. Стемпневского, Праздники и развлечения День знаний. Вечер музыки П. И. Чайковского в) Игры Темы месяца Осень «Лес» Лиственные и хвойные деревья, Е. Тиличеевой «Танец с листьями», муз. А. Филиппенко, сл. А. Макшанцевой; «Казачий танец» А. Дудника; «Танец с зонтиками» В. Костенко, «Танец утят» Французская н.м.,«Парный танец» Хорватская н.м., «Весёлые скачки» Б. Можжевелова, Танцевальная импровизация, «Отвернись, повернись» Карельская н.м., Хоровод. «Светит месяц» р.н.п., «Полька» Ю.Чичкова. Форма организации музыкальной деятельности 1. Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений Побуждать интерес к школе. Воспитывать интерес к музыке П. И. Чайковского ОКТЯБРЬ Программные задачи Продолжить развивать у детей музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера. У ч и т ь воспринимать и «Улица» Т. Ломовой «Мама»; « Мы делили апельсин» « Улица» Т.Ломовой «На привале», муз. Т. Потапенко, сл. Г. Ладонщикова Репертуар «Шутка»И.-С.Баха; «Юмореска» ПИЧайковского; «Юмореска»Р.Щедрин; «Сонаты» ВА Моцарта; «Музыкальный момент» Ф.Шуберта, СС Рахманинова 10 грибы, лесные ягоды. б) Развитие голоса и слуха 2. Пение. а) Усвоение песенных навыков б) Песенное творчество 3. Музыкальноритмические движения. а) Упражнения б) Пляски в) Игры г) Музыкально-игровое творчество Пальчиковые игры определять веселые и грустные произведения. Знакомить с произведениями П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского. У ч и т ь различать динамику (тихое и громкое звучание) Учить работать с цветными карточками, соотносить цвет и оттенки музыки Формировать навыки пения без напряжения, крика. У ч и т ь правильно передавать мелодию, сохранять интонацию Учить самостоятельно импровизировать простейшие мелодии Закреплять умения: различного шага; самостоятельно выполнять упражнения с предметами; держать осанку, руки, в положении паре. Подводить к выразительному исполнению танцев. Передавать в движениях характер танца; эмоциональные движения в характере музыки Учить проводить игру с текстом, ведущим. Развить активность, коммуникативные качества Импровизировать в пляске движения медвежат Выполнять упражнения «Наше путешествие» НГ Кононовой; «Три настроения» Г.Левкодимова «Осень» А.Арутюнова, «Падают листья» М.Красева, «Лиса по лесу ходила» р.н.п., «Ехали медведи» М.Андреевой, «Скворушка прощается» Т.Попатенко, «Хорошо у нас в саду» В.Герчик. «Спой имена друзей» (импровизация); «Зайка» муз.Т. Бырченко, сл.А. Барто «Казачий шаг» А.Дудника; «Упражнения с листьями (зонтиками)» Е.Тиличеевой; элементы танцев под муз.Т.Ломовой «Вальс с листьями» А.Петорова; «Казачий танец» А.Дудника; «Журавлиный клин», «Танец с зонтиками» В. Костенко «Ищи!» Т.Ломовой, «Роботы и звёздочки». «Контрасты». «Урожай» муз.Ю.Слонова сл.В.Малкова и Л. Некрасовой «Пляска медвежат» М.Красева «Замок – чудак»; «Мама»; 11 энергично. Учить детей говорить эмоционально. Игра на металлофоне Побуждать самостоятельно, подбирать попевки Самостоятельная музыкальная Учить деятельность инсценировать любимые песни Праздники и развлечения Воспитывать уважение к пожилым людям. Развивать познавательный интерес Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Осень в моем 1. Слушание музыки. а) Восприятие городе музыкальных произведений Домашние животные Дикие животные Перелетные птицы Поздняя осень б) Развитие голоса и слуха 2. Пение. а) Усвоение песенных навыков б) Песенное творчество 3. Музыкально- НОЯБРЬ Программные задачи У ч и т ь : определять музыкальный жанр произведения; сравнивать произведения с одинаковыми названиями; высказываться о сходстве и отличии музыкальных пьес; различать тончайшие оттенки настроения. Закреплять представления о чертах песенности, танцевальности, маршевости Развивать музыкальносенсорный слух У ч и т ь : вокальнохоровым навыкам; правильно делать в пении акценты, начинать и заканчивать пение тише. Закреплять умение петь легким, подвижным звуком Учить импровизировать простейшие мелодии У ч и т ь : передавать « Веселые гуси» «Заинька – серенький» р.н.п. обр.Римского -Корсакова Праздник осени Репертуар «Гавот» И. С. Баха; «Свадебный марш» Ф. Мендельсона; «Марш» Д. Верди; «Менуэт» Г. Генделя; «Танцы кукол» Д. Д. Шостаковича; «Менуэт» И. Гайдна «Три танца» Г. Левкодимова; «Сложи песенку» Л. Н. Комисаровой и Э. П. Костиной «Пёстрый колпачок» Г.Струве, «Новогодняя» А.Филиппенко, «Горячая пора» А.Журбина, «Два кота» «С добрым утром», «Гуси», муз. и сл. Т. Бырченко «Шаг с акцентом и лёгкий бег» 12 ритмические движения. а) Упражнения б) Пляски в) Игры в движении особенности музыки, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки; отличать сильную долю, менять движения в соответствии с формой произведения Венгерская н.м., Упражнение для рук «Мельница» Т.Ломовой, «Марш» Ц.Пуни, «Боковой галоп» А.Жилина, «Упражнение с лентами на палочке» И.Кишко, «Хотьба змейкой». «Куранты» В.Щербачёва, «Поскоки с остановками». «Передача платочка» Т. Ломовой; «Дробный шаг», русская народная мелодия «Под яблоней зеленою», обр. Р. Рустамова; «Хоровод», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой; элементы менуэта, шаг менуэта под муз. П. И. Чайковского («Менуэт») У ч и т ь : работать «Менуэт», фрагмент из балета над выразительностью «Щелкунчик» П. И. движений в танцах; Чайковского; хоровод «Елка», свободно муз. Н. В. Куликовой, сл. М. ориентироваться в Новиковой; «Вальс» П. И. пространстве; Чайковского, «Полька с самостоятельно поворотами» Ю.Чичкова, строить круг из пар; «Танец вокруг ёлки» Чешская передавать в н.м., «Весёлый танец» движениях характер Еврейская .н.м., «Танец в танца парах» Латышская н.м., «Сапожники и клиенты» Польская н.м. Развивать: коммуникативные качества, выполнять правила игры; умение самостоятельно искать решение в спорной ситуации г) Музыкально-игровое Побуждать к творчество игровому творчеству Пальчиковые игры Развивать интонациональную выразительность, чувство ритма, моторику Игра на металлофоне Учить находить высокий и низкий регистр, изображать дождик и грозу Самостоятельная музыкальная Р а з в и в а т ь умение деятельность использовать знакомые песни вне занятий «Охотники и зайцы», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова; «Передай снежок» С. Соснина; «Найди себе пару», латвийская народная мелодия, обр. Т. Попатенко «Полька лисы» В. Косенко «В гости»; «Мама»; «Замок – чудак»; «Два ежа» « Кап – кап – кап» румынс.н.п. «На привале», муз. Т. Попатенко, сл. Г. Ладонщикова 13 Праздники и развлечения Темы месяца Встреча зимы Новый год Зимующие птицы Форма организации музыкальной деятельности 1. Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений Воспитывать уважение к пожилым людям. Развивать познавательный интерес. ДЕКАБРЬ Программные задачи День пожилого человека Репертуар У ч и т ь : сравнивать произведения с одинаковыми названиями; высказываться о сходстве и отличии музыкальных пьес; определять музыкальный жанр произведения. Знакомить с различными вариантами бытования народных песен «Колыбельные» русских и зарубежных композиторов: П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Н. А. РимскогоКорсакова из оперы «Садко» («Колыбельная Волхвы»), Дж. Гершвина из оперы «Порги и Бесс», «Вечерняя сказка» А. И. Хачатуряна; «Лихорадушка», муз. А. Даргомыжского, слова народные; «Вдоль по Питерской», русская народная песня б) Развитие голоса и слуха Развивать представления о регистрах. Совершенствовать восприятие основного звука. 2. Пение. а) Усвоение песенных навыков Закреплять умение петь легким, подвижным звуком. Учить: вокальнохоровым навыкам; делать в пении акценты; начинать и заканчивать пение тише Учить придумывать собственные мелодии к стихам Учить: ходить энергичным шагом, выполнять различные перестроения. делать поскоки, высоко поднимая колени. ритмично выполнять «Песенка про Деда Мороза», муз. Л. Бирно-ва, сл. Р. Грановской; «Елка-елочка», муз. Т. Попатенко, сл. И. Черницкой; «Новогодняя песня», муз. и сл. Н. Г. Коношенко «Зимняя песенка» М.Красева, «Сапожник» Французская н.п. б) Песенное творчество 3. Музыкальноритмические движения. а) Упражнения «Зайка», муз. Т. Бырченко, сл. А. Барто Марш из к/ф «Веселые ребята «Цирковые лошадки» муз. М. Красева «Поскоки» (по методике Орфа) любая веселая музыка, аудиозапись «Ковырялочка» любая 14 движение «ковырялочка» б) Пляски Учить: Легко, выразительно и ритмично двигаться под музыку, менять движения в соответствии с частями музыки. Определять форму музыкального произведения (двух – трех- частную, вариативную), выполнять движения в их соответствии. Определять жанр танца, двигаться легко, свободно держа корпус, двигаться парами. Двигаться в танце по кругу, менять движения в соответствии с частями музыки, выполнять движения по показу солиста. в) Игры Самостоятельно выбирать способы действия (движения, мимики, походки, жестов) для передачи характера разных персонажей. г) Музыкально-игровое Учить придумывать творчество мелодию на заданный текст, передавая ее характер, способностью украсить свой напев необычными музыкальными оборотами. Пальчиковые игры Развивать память, интонационную выразительность Игра на металлофоне Учить подбирать знакомые попевки Самостоятельная музыкальная И с п о л ь з о в а т ь деятельность знакомые песни вне занятий Праздники и развлечения Воспитывать умение вести себя на празднике, радоваться плясовая мелодия «Элементы танцев» «Смени пару» музыка «Берлинская полька» «Снежинки» «Вальс» Муз.Чайковского «Полька» Муз. Сметаны «Танец ткачей» С Ткаревов Игра «Котик и козлик» р.н.м Игра «Гномы» муз. Э. Грига «В пещере горного короля» «Придумай песенку» «Гномы»; «Мама»; «Замок – чудак»; «В гости» «Во саду ли в огороде» «Бабка Ежка», русская народная игровая песенка Новогодний праздник 15 самому и доставлять радость другим Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности 1. Слушание музыки. Каникулы а) Восприятие музыкальных Зима в произведений литературе и живописи. Зимние забавы День снятия блокады Ленинграда б) Развитие голоса и слуха 2. Пение. а) Усвоение песенных навыков б) Песенное творчество 3. Музыкальноритмические ЯНВАРЬ Программные задачи У ч и т ь : определять и характеризовать музыкальные жанры; различать в песне черты других жанров; сравнивать и анализировать музыкальные произведения. Знакомить с различными вариантами бытования народных песен Совершенствова т ь восприятие основных свойств звуков. Развивать представления о регистрах Закреплять: умение точно интонировать мелодию в пределах октавы; выделять голосом кульминацию; точно воспроизводить ритмический рисунок; петь эмоционально У ч и т ь менять движения со сменой музыкальных предложений. Совершенствова т ь элементы бальных танцев. О п р е д е л я т ь жанр музыки и самостоятельно подбирать движения У ч и т ь придумывать собственные мелодии к стихам Совершенствова т ь исполнение танцев, Репертуар «Утро туманное» В. Абаза, «Романс» П. И. Чайковского, «Венгерский танец» И. Брамса, «Болеро» М. Равеля «Труба и барабан» Е. Тиличеевой, «Кого встретил колобок» Г. Левкодимовой, «Чудеса» Л. Комиссаровой «Будем моряками» Ю.Слонова, «Мамина песенка»М.Парцхаладзе, «Хорошо рядом с мамой» А.Филиппенко. «Мишка» Т. Бирченко,сл.А.Барто Шаг вальса, шаг менуэта под муз. П.И Чайковского, «Хоровод» 16 хороводов; четко и ритмично выполнять движения танцев, вовремя менять движения, не ломать рисунок танца; водить хоровод в двух кругах в разные стороны б) Пляски Учить выразительному движению в соответствии с музыкальным образом. Формировать устойчивый интерес к русской народной игре в) Игры Развивать коммуникативные навыки, выполнять правила игры. г) Музыкально-игровое Побуждать к творчество импровизации игровых и танцевальных движений Пальчиковые игры Укреплять мелкую моторику. Выполнять ритмично. Проговаривать эмоционально Игра на металлофоне Исполнять знакомые попевки на металлофоне Самостоятельная музыкальная Использовать деятельность знакомые песни вне занятий. Праздники и развлечения Создавать радостную атмосферу. Развивать актерские навыки движения. а) Упражнения Темы месяца Мой город. Моя улица. Правила дорожного движения День ФЕВРАЛЬ Форма организации Программные задачи музыкальной деятельности 1. Слушание музыки. У ч и т ь : сравнивать а) Восприятие одинаковые народные музыкальных песни, обработанные произведений разными композиторами; различать варианты интерпретации музыкальных Попатенко, элементы танцев под муз. Т. Ломовой «Менуэт», «Вальс» П. Чайковского; хоровод «Елкаелочка» Т. Попатенко, «Танец гномов», фрагмент из музыки Ф. Черчилля, «Танец эльфов» Э. Григ, «Танец гусаров и куколок», «Танец фей» П. И. Чайковского из балета «Спящая «Долгая Арина», «Тетера», «С Новым годом», русские народные мелодии, прибаутки. «Придумай перепляс» (импровизация под любую русскую народную музыку) « Утро настало»; «Мама»; «В гости» « Лесенка» муз. Е Тиличеевой сл. М.Лолинова «Бабка Ежка» русская народная игра «Зимние забавы» Репертуар «Пение птиц» Ж. Рамо; «Печальные птицы» М. Равеля; «Птичник», «Осел» К. СенСанса; «Синичка» М. Красева; «Соловей» А. А. Алябьева; «Поет, поет соловей», 17 защитника Отечества б) Развитие голоса и слуха 2. Пение. а) Усвоение песенных навыков б) Песенное творчество 3. Музыкальноритмические движения. а) Упражнения б) Пляски произведений; различать в песне черты других жанров. Побуждать сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа Совершенствоват ь восприятие основных свойств звука. Р а з в и в а т ь чувство ритма, определять движение мелодии. Закреплять представление о регистрах Закреплять умение: точно интонировать мелодию в пределах октавы; выделять голосом кульминацию; воспроизводить в пении ритмический рисунок; удерживать тонику, не выкрикивать окончание Учить придумывать свои мелодии к стихам русская народная песня Закреплять элементы вальса. Учить: -менять движения со сменой музыки; ритмично выполнять бег, прыжки, разные виды ходьбы; определять жанр музыки и самостоятельно подбирать движения; свободно владеть предметами (цветы, шары,) Работать над совершенствованием исполнения танцев, плясок, хороводов. Учить: выполнять танцы ритмично, в характере музыки; Элементы вальса под муз. Е. Тиличеевой; элементы танца «Чик и Брик», элементы подгрупповых танцев, ходьба с перестроениями под муз. С. Бодренкова; легкий бег под муз. С. Майкапара, пьеса «Росинки» «Лесенка-чудесенка», «Ритмические брусочки» Л. Н. Комисаровой, Э. П. Костиной «Мышка», «Идёт весна» В.Герчик, «Солнечная капель» С.Соснина, «Долговязый журавель» р.н.п., «Чемодан», «Песенка о светофоре» Н.Петровой, «Зайчик», «Зелёные ботинки» С.Гавриловой. «Самолет», муз. и сл. Т. Бырченко Танец «Чик и Брик», «Вальс с цветами и шарами» Е. Тиличеевой; «Танец ковбоев», «Стирка» Ф. Лещинской; «Танец оживших игрушек», «Танец со шляпками», «Танец с 18 эмоционально доносить танец до зрителя; уверенно выполнять танцы с предметами, образные танцы в) Игры Учить: выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом; согласовывать свои действия с действиями других детей. Воспитывать интерес к русским народным играм г) Музыкально-игровое Побуждать к творчество импровизации игровых и танцевальных движений Пальчиковые игры Развивать интонациональную выразительность, творческое воображение Игра на металлофоне Исполнять знакомые попевки на металлофоне Самостоятельная музыкальная Учить использовать деятельность русские народные игры вне занятий Праздники и развлечения Совершенствовать эмоциональную отзывчивость, создавать атмосферу праздника. Воспитывать гордость за свою Родину Темы месяца Мамин праздник. Профессии наших мам Весна. Перелетные птицы. Весна в литературе и живописи Форма организации музыкальной деятельности 1. Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений МАРТ Программные задачи Учить: сравнивать одинаковые народные песни, обработанные разными композиторами; различать варианты интерпретации музыкальных произведений; различать в песне березовыми ветками», муз. Т. Попатенко, сл. Т.Агаджановой Игра: «Будь ловким!», «Заря – заряница», «Бездомный заяц» «Плетень», русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель», обр. А. Лядова; «Гори, гори ясно», русская народная мелодия, обр. Р. Рустамова; «Грачи летят» «Чья лошадка лучше скачет?» (импровизация) « Мостик»; «Утро настало»; «Замок – чудак»; «В гости» «Василек» рнп «Капуста», русская народная игра Праздник пап Репертуар «Ночью» Р.Шумана; «Вечер» СС Прокофьев; «Осень» ПИ Чайковский, А.Вивальди; «Зима» Ц.Кюи; «Тройка», «Зима» ГВ Свиридов; «Зима»А.Вивальди; «Гроза» ЛВ Бетховен 19 б) Развитие голоса и слуха 2. Пение. а) Усвоение песенных навыков б) Песенное творчество 3. Музыкальноритмические движения. а) Упражнения б) Пляски черты других жанров. Побуждать передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному произведению. Совершенствовать восприятие основных свойств звука. Закреплять представления о регистрах. Развивать чувство ритма, определять движение мелодии. Закреплять умение: точно интонировать мелодию в пределах октавы; выделять голосом кульминацию; точно воспроизводить в пении ритмический рисунок; удерживать тонику, не выкрикивать окончание; петь пиано и меццо пиано с сопровождением и без Учить импровизировать, сочинять простейшие мелодии в характере марша и танца. Учить: самостоятельно менять движения со сменой музыки; совершенствовать элементы вальса; ритмично выполнять бег, прыжки, разные виды ходьбы; определять жанр музыки и самостоятельно подбирать движения; различать характер мелодии и передавать его в движении. Совершенствовать исполнение танцев, плясок, хороводов; выполнять танцы ритмично, в характере музыки; эмоционально доносить танец до «Веселый поезд» ЛН Комисаровой, ЭП. Костиной; «Музыкальное лото», «Угадай колокольчик» НГ Кононовой «Мышка», «Идёт весна» В.Герчик, «Солнечная капель» С.Соснина, «Долговязый журавель» р.н.п., «Чемодан», «Песенка о светофоре» Н.Петровой, «Зайчик», «Зелёные ботинки» С.Гавриловой, «Солнечный зайчик» В.Голиковой, «Долговязый журавель» р.н.п., «До свиданья, детский сад!»Г.Левкодимова. «Придумай песенку» (импровизация) «Улыбка» -ритмический тренаж; шаг и элементы полонеза под муз.Ю.Михайленко; шаг с притопом под рн мелодии «Из под дуба», «Полянка»; расхождеие и сближение в парах под муз.Т.Ломовой «Полонез» муз.Ю.Михайленко; хоровод «Прощай , Масленица!»рнп 20 зрителя. Развивать умение: владеть элементами русского народного танца; уверенно и торжественно исполнять бальные танцы. в) Игры Учить: выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом; согласовывать свои действия с действиями других детей. Воспитывать интерес к русской народной игре. г) Музыкально-игровое Развивать творческую творчество фантазию в исполнении игровых и танцевальных движений Пальчиковые игры Учит выразительно говорить и энергично выполнять гимнастику Игра на металлофоне Исполнять знакомые попевки на металлофоне Самостоятельная музыкальная Учить создавать деятельность песенные, игровые, танцевальные импровизации. Праздники и развлечения Совершенствовать эмоциональную отзывчивость, создавать атмосферу праздника. Воспитывать любовь к мамам, бабушкам. Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Наша Родина 1. Слушание музыки. а) Восприятие – Россия музыкальных Столица произведений Москва Космос Первые весенние «Ищи» Т.Ломовой; «Узнай по голосу» В.Ребикова «Котик и козлик» муз. Е.Тиличеевой сл. В.Жуковского «Паук»; «Мостик»; «Замок – чудак»; «Кот мурлыка» « Лесенка» муз.Е.Тиличеевой сл. М.Долинова «Придумай свой вальс» (импровизация) Праздник мам, фольклорный праздник «Масленица» АПРЕЛЬ Программные задачи Репертуар Учить: различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные «Мимолетное видение» С.Майкапара; «Старый замок», «Гном» МП Мусоргского; «Океан – море синее» НА Римского – Корсакова; «Танец лебедей», «Одетта и Зигффрид» из балета «Лебединое озеро», «Мыши» из балета 21 цветы б) Развитие голоса и слуха 2. Пение. а) Усвоение песенных навыков б) Песенное творчество 3. Музыкальноритмические движения. а) Упражнения б) Пляски в) Игры впечатления. Побуждать передавать образы природы в рисунках созвучно музыкальному образу. Углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций. Расширять представления о музыкальных инструментах и их выразительных возможностях. Развивать звуковысотный слух, чувство ритма. Продолжать воспитывать интерес к рнп; любовь к Родине. Развивать дикцию, артикуляцию. Учить петь песни разного характера выразительно и эмоционально; передавать голосом кульминацию; петь пиано и меццо пиано с сопровождением и без Придумывать собственную мелодию в ритме марша Знакомить: с шагом и элементами полонеза; отмечать в движениях чередование фраз и смену сильной и слабой долей. Учить: передавать в танцевальных движениях характер танца; двигаться в танце ритмично, эмоционально; свободно танцевать с предметами Развивать умение двигаться выразительно «Щелкунчик», «Фея Карабос», Танец с веретеном» из балета «Спящая красавица» ПИ Чайковского «Ритмичное лото», «Угадай по ритму» ЛН Комисаровой, ЭП Костиной Повторение ранее разученных песен. Разучивание песен к выпускному. «Марш» муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой «Стирка» - тренаж; «Осторожный шаг» Ж.Люли; шаг полонеза, элементы полонеза под муз.Ю.Михайленко «Полонез» Ю.Михайленко; «Танец с шарфами», «Танец кукол» И.Ковнера « Кто быстрей ударит в бубен?» Л.Шварца; «Игра с 22 в соответствии с музыкальным образом. Воспитывать коммуникативные качества. г) Музыкально-игровое Развивать умение творчество выразительной передачи игрового действия Пальчиковые игры Развивать память, четкую дикцию, интонационную выразительность, мелкую моторику Игра на металлофоне Совершенствовать навыки игры Самостоятельная музыкальная Побуждать к игровым деятельность импровизациям Праздники и развлечения Совершенствовать художественные способности. Воспитывать здоровый образ жизни Темы месяца День Победы Школа. Школьные принадлежно сти Наша Родина – Россия. Город наш – СанктПетербург Форма организации музыкальной деятельности 1. Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений МАЙ Программные задачи Учить: различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные впечатления. Побуждать передавать образы природы в рисунках, созвучных музыкальному образу. Углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Развивать представление о связи музыкальных и речевых интонаций. Расширять представления о музыкальных цветными флажками» Ю.Чичкова «Посадили мы горох» муз. Е.Тиличеевой, сл. М. Долинова « Сороконожка»; «Паук»; «Мостик» « Лесенка» муз.Е.Тиличеевой сл. М.Долинова «Пчелка и цветы» (Импровизация) День здоровья. Пасха Репертуар «Петрушка» И.Стравинского; «Токката» И-С.Бах; «Концерт» А.Вивальди; «Концерт для гобоя с оркестром»; «Концерт для флейты с оркестром», «Концерт для арфы с оркестром» ВА Моцарт 23 б) Развитие голоса и слуха 2. Пение. а) Усвоение песенных навыков б) Песенное творчество 3. Музыкальноритмические движения. а) Упражнения б) Пляски в) Игры г) Музыкально-игровое творчество инструментах и их выразительных возможностях. Различать высоту звука, тембра. Развивать дикцию, артикуляцию. Учить: исполнять песни разного характера выразительно, эмоционально, в диапазоне октавы; передавать голосом кульминации; петь пиано и меццо пиано с сопровождением и без; петь по ролям с сопровождением и без. Воспитывать интерес к рнп, любовь к Родине. Придумывать собственную мелодию в ритме вальса. Знакомить с шагом и элементами полонеза. Учить отмечать в движениях чередование фраз и смену сильной и слабой доли. Учить: передавать в танцевальных движениях характер танца; двигаться в танце ритмично, эмоционально; свободно танцевать с предметами. Двигаться выразительно в соответствии с музыкальным образом. Воспитывать коммуникативные качества, развивать художественное воображение Развивать умение выразительно предавать игровые действия с воображаемыми предметами. «Музыкальное лото», «На чем играю» НГ Кононовой Повторение и разучивание песенного репертуара к выпускному празднику. «Весной» муз. Г.Зингера сл. А.Шибицкой «Спортивный марш» В.Соловьева – Седого; «Баба Яга» муз. М.Славкина, сл. Е.Каргановой; «Боковой галоп» муз. Ф.Шуберта; «Контраданс» ИС Баха; элементы разученных танцев. «Дважды два – четыре» муз. В.Шаинского сл. М. Пляцковского; «Танец разбойников» Г.Гладкова; «Танец с шарфами» Т.Суворова « Кто быстрее? Т.Ломовой; «Игра с цветами» В.Жубинской; «Игра в дирижера» муз. А.Фаталла, сл. В.Сермернина. «Пошла млада за водой» рнп, 24 Пальчиковые игры Выполнять упражнения, четко согласовывая движения пальцев со словами Игра на металлофоне Совершенствовать навыки игры Самостоятельная музыкальная Побуждать к игровым деятельность импровизациям Праздники и развлечения Совершенствовать художественные способности. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине «Пять поросят» Знакомые попевки « Допой песенку» (импровизация) День Победы, День семьи, праздник «Выпуск детей в школу» 2.3. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы в подготовительной к школе группе с 6 до 7(8) лет № Виды и форма музыкальных занятий Особенности организации Формы 1. Совместно-партнерская деятельность Ежедневно в музыкальном - групповые 1.1 зале. Совместные с детьми, с Праздники, досуги и - групповые 1.2 привлечением родителей и развлечения подготовки к ним. Театрализованная Выступление детей с -подгрупповые деятельность, декорациями, в костюмах, с 1.3 - индивидуальные музыкальные игры, атрибутами, изготовленными -индивидуальные дидактические. совместно с взрослыми. Совместная Поющие, чисто - групповые дополнительная интонирующие дети, с -подгрупповые 1.4 образовательная эмоциональным откликом на -индивидуальные деятельность песню. 2.Непрерывная образовательная деятельность в режиме дня НОД по музыкальному 2 раза в неделю в музыкально – ритмические 2.1 развитию музыкальном зале движения; - пальчиковая гимнастика; -слушание музыки; -пение; -музицирование с ДМИ; -танцы; -игры. 3. Музыкальные мероприятия - групповые 3.1 Праздники 1 раз в два месяца Утренняя музыкальная гимнастика 3.2 Досуги и развлечения 1 раз в неделю -групповые 25 Организация видов музыкальной деятельности Виды здоровье сберегающих технологий Музыкально – ритмические упражнения: -упражнения -танцы -игры Слушание музыки Время проведения в режиме дня Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей Особенности методики проведения Рекомендуется для всех детей. Могут включать в себя элементы гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. На 2-3 минуты в зависимости от вида деятельности Пение: На занятиях 1-2 - певческие навыки минуты, на досугах - упражнения для слуха и и праздниках 5-6 голоса минут Чувство ритма, На занятиях 1-2 музицирование. минуты. Рекомендуется для всех детей. Слушаниекак беседа, как инсценировка, танцевальное творчество Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Дыхательная гимнастика Обеспечить проветривание помещения. Проводится в режимном моменте музыкально – ритмических движений. В различных формах на музыкальных занятиях. Технологии музыкального В различных воздействия (фонограммы) формах музыкальной деятельности. Рекомендуется использовать наглядный материал, с предварительным показом. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования в старшей группе Объект педагогической диагностики (мониторинга) Индивидуальные достижения детей в контексте образовательной области "Художественноэстетическое развитие". Формы и методы педагогической диагностики -наблюдение -совместная образовательная деятельность (пение, танец, музыкальноритмические движения) Периодичность проведения педагогической диагностики Длительность проведения педагогической диагностики Сроки проведения педагогической диагностики 2 раза в год 2 недели сентябрь май 26 2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников 6-7 лет месяц IX-2021г. Формы работы Консультация, Посещение занятий, развлечение для детей и родителей «День знаний» «Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка» (папка-передвижка) Помочь родителям осознать важность применения музыки в игровой деятельности ребёнка. X-2021 г. Информационно-консультативная деятельность Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитании Форум на сайте ГБДОУ Дополнительная информация Посещение родительского собрания «Знакомство с планом работы по музыкальнохудожественной деятельности детей образовательной области «Музыка». Анкетирование: «Какая практическая помощь по вопросам музыкального развития ребенка Вам необходима?» Рекомендации: «Музыкальные игрушки детям» Оформление группового стенда: «Пойте детям перед сном» На доску для родителей: «Песни, стихи об осени» Семейный конкурс по изготовлению костюмов к празднику «Осень» Беседа с родителями: «Культура поведения родителей и детей на празднике». «Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты (консультация) Информационно-консультативная деятельность Фотовыставка «Поем и пляшем на празднике нашем» Поддержание заинтересованности, «Осенний праздник» инициативности родителей в вопросах музыкального воспитания в семье. Практикум: «Обучение детей игре на детских шумовых музыкальных Практический материал: песни, шутки, сценки инструментах» ко «Дню рождения ребенка» Оформление группового стенда: «День рождения ребенка в семье» По запросу родителей: Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания детей. Оформление группового стенда «Тексты песен, стихотворения, инсценировки зимнего и новогоднего репертуара. Привлечение Xll-2021г. Индивидуальные родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, Консультации. элементов декораций к новогоднему празднику. «История песни «Ёлочка» (познавательная Интернет. Сайт ГБДОУ информация) «Новогодний карнавал» Культурно-досуговая деятельность (памятка о безопасном посещении новогодних утренников) Xl-2021г. 27 I-2022г. Il-2022 г. III-2022 г. Приобщать семью к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержать заинтересованность, инициативность родителей к жизни детского сада. Развлечения в ГБДОУ (включении родителей в праздники и подготовку к ним);игровые семейные конкурсы, викторины. Творческие поделки к «Новогодней выставке». Организация записи новогоднего праздника на видео. Совместное украшение музыкального зала, покупка подарков. Информационно-консультативная Организация фотовыставки «Поем и пляшем на деятельность празднике нашем» Фотоматериалы по новогоднему празднику. Индивидуальные беседы. «Способности вашего ребенка. Как их развить». Заинтересовать, увлечь родителей творческим процессом развития гармоничного становления личности ребёнка, его духовной и Консультация «Народные праздники, эмоциональной восприимчивости. гуляния» Консультация «Фольклор повседневной жизни ребенка» в Познакомить родителей с музыкальными играми на развитие внимания, памяти, мышления. Оказать помощь в создании «Музыкальные игры на развитие картотеки с любимыми играми детей. внимания, памяти, На стенд для родителей «разучим с детьми игры мышления»(семинар-практикум) и хороводы к празднику «Масленица». Подготовка к празднику «8 Марта» Репетиции с Индивидуальные консультации мамами, разучивание сольных номеров, совместных игр, песен, танцев. Информационно-консультативная Рекомендации деятельность. по подбору музыкальных произведений для прослушивания дома танцевальной музыки, произведений слушанию музыки с детьми». Подборка на стенд для родителей стихотворений, текста песен на тему «Моя семья». Привлечение родителей к подготовке атрибутов, изготовление костюмов к семейному досугу. Культурно-досуговая деятельность. Участие родителей в празднике «8 марта»: сольные номера, участие в играх. Включение родителей в праздники и подготовку к ним, игровые семейные конкурсы, викторины. Творческие поделки к «Масленице». IV-2022 г. Индивидуальные консультации по Подборка на стенд для родителей стихов, текста вопросам музыкального воспитания песен, игр, хороводов на весеннюю тематику. детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, элементов декораций к 28 весеннему празднику. Участие родителей в проведении «Дня открытых дверей» Посещение родителями музыкальных занятий, занятий в студиях, кружках). Культурно-досуговая деятельность Участие родителей в празднике «Весна-красна: участие в играх, танцах, хороводах. родителей по Памятка для родителей «Раннее выявление V-2022 г. Анкетирование результатам музыкального музыкальных способностей детей». воспитания детей. Ознакомление родителей с результатами Консультация «Музыкальное диагностики. воспитание детей с нарушениями речи» деятельность (концерты VI-2022 г. «Речевые игры с музыкальными Театрализованная инструментами» (консультация) родителей для детей, совместные выступления детей и родителей; совместные театрализованные представления, шумовой оркестр), коллективные творческие работы. 2.5. Планирование взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО Месяц сентябрь октябрь Содержание 1. Консультация с воспитателями «Задачи работы по разделу "Музыкальное воспитание в разновозрастной интегративной группе" 2. Особенности работы воспитателя в данной возрастной группе (консультация для воспитателей) 3. Знакомство воспитателей с муз. репертуаром 1. Организация уголков музыкальной деятельности на группе (консультация для' воспитателей) 2. Ознакомление -утверждение сценария осеннего праздника с воспитателями и специалистами 3. Знакомство воспитателей с музыкальным репертуаром. 4. Оформление зала к осеннему празднику ноябрь 1. Работа с педагогами, участвующими в сценарии (театрализации) осеннего праздника 2. Знакомство с музыкальным репертуаром 3. Обсуждение и анализ прошедшего осеннего праздника 4. Музыкально-дидактические игры -консультация для воспитателей декабрь 1. Ознакомление -утверждение сценария Новогоднего праздника с воспитателями и специалистами 29 2. Работа с педагогами, участвующими в сценарии( театрализации) Новогоднего праздника, 3. Знакомство с муз. репертуаром 4. Оформление зала к Новогоднему празднику Январь 1. Консультация « Ваш ребенок любит петь?» 2. Консультация « Как слушать музыку с ребенком?» 3. Открытый вечер досуга, посвященный Дню защитника Отечества. Февраль 1. Подготовка с педагогами к проведению вечера развлечений «Масленица» 2. Ознакомление и утверждение сценария праздника 8 Марта со специалистами и воспитателями 3. Работа с педагогами, участвующими в сценарии праздника 8 Марта 1. Консультация на тему «Музыка и здоровье». 2. Проведение детских праздников 8Марта. 3. Индивидуальные консультации по вопросам поступления в музыкальные школы. 4. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального развития детей. Март Апрель 1. Консультация для воспитателей "Фольклор для детей» Май 1.Коррекционная работа по вопросам диагностики 2.Знакомство с музыкальным материалом Июнь 1.Знакомство с музыкальным репертуаром на летний период. 2.Обсуждение летних праздников. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 2.6. Выбор и реализация парциальных программ и форм организации работы с детьми Парциальные программы и технологии Технология Этнокалендарь СанктПетербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга «Толерантность». «Этнокалендарь СанктПетербурга» для детских дошкольных учреждений Цель Формировать представления о единстве народов в разнообразии культурных традиций народов различных этнических культур. Задачи Образователь ная область Воспитание патриота и гражданина своей страны, представителя своего народа и носителя этнических, фольклорных традиций. Познавательно е развитие Методические материалы и средства обучения и воспитания 30 к части программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Технология Этнокалендарь СанктПетербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга «Толерантность». Методические материалы Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2014» для воспитателей детских дошкольных учреждений. Средства обучения Возраст детей В комплект входит книга-буклет, набор настенных плакатов, сборник методических пособий для педагогов по работе с плакатами, медиаприложение на диске с информацией, интерактивной картой и викторинами. Виды комплектов материалов «Этнокалендарь СанктПетербурга» для дошкольных учреждений. Старший возраст (5-7 лет) Состав комплекта информационносправочных материалов «Этнокалендарь СанктПетербурга»: 1. Буклет-книга «Этнокалендарь СанктПетербурга». 2. Комплект плакатов для разных возрастных категорий. 3. Методические рекомендации для педагогов всех ступеней образования. 4. Плакат с государственной символикой России и Санкт-Петербурга. 5. Медиаприложение «Поликультурный Санкт-Петербург» на диске и в Интернете (http://www.ethnospb.ru). Буклет, плакаты и медиаприложение – это наглядный информационный материал. Дополняющие их методические рекомендации для педагогов предлагают 31 огромный выбор форм и методов проведения уроков и занятий с «Этнокалендарем». Печатная версия «Этнокалендаря» с 2010 года дополнена медиаприложением на диске под названием «Поликультурный Санкт-Петербург». Материально-техническое оснащение части программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Вид помещения Функциональное использование «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» для детских дошкольных учреждений Групповая комната Развивающая предметнопространственная среда «Центр познавательного развития» Оснащение Библиотека методической литературы 2.7. Сложившиеся традиции группы обычно понимают систему повторяющихся Под традициями символических мероприятий. Термин «традиции в образовательной системе» рассматривается как совокупность педагогических средств и понятий, применяемых в практике обучения, воспитания, образования, педагогические ценности, а также обычаи, обряды, ритуалы и церемонии. Посредством традиций осуществляется передача устойчивых знаний, умений и навыков и компетенций, элементов социального опыта от поколения к поколению, от одной социальной группы к другой, от группы к индивиду. Освоение ребёнком культурного наследия, социальных ролей, правил, моральноэтических норм, формирования навыка быть готовым к поиску решений в неопределенных условиях эффективнее происходит во взаимодействии взрослых и детей при подготовке и во время проведения традиционных мероприятий. Примерный перечень событий, праздников и мероприятий Месяц Название праздника Возрастная группа Категория участников Сентябрь День знаний. Гала-концерт Все возрастные Дети, педагоги «С Днем дошкольного группы работника». 32 Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Осенины. «Здравствуй, осень золотая». День матери. Музыкальный досуг «Мама- солнышко мое». Подготовка к Новому году. Новогоднее приключение»-праздник с привлечением родителей. День снятия блокады Ленинграда. «Бабушкин сундучок»-фольклорный досуг (семейные традиции, быт, костюмы, хороводы, заклички). День защитника Отечества. «Лучший папа». «Сказка за сказкой» театрализованная деятельность (театр кукол). Весенние праздники. Творческий конкурс «Милые барышни». . День смеха. День космонавтики. День Победы. Выпускные праздники в детском саду. Все возрастные группы Все возрастные группы Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Все возрастные группы Дети, педагоги, родители Старшие группы Дети, педагоги Все возрастные группы Дети, педагоги, родители Все возрастные группы Дети, педагоги Все возрастные группы Старший возраст Дети, педагоги Международный день защиты детей. День семьи, любви и верности. Все возрастные группы Старший возраст Старший возраст Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Дети, педагоги Дети, педагоги, родители III.Организационный раздел рабочей программы Обязательная часть рабочей программы 3.1. Описание материально- технического обеспечения рабочей программы (старшая группа) Формы организации Развивающая предметно-пространственная среда 33 (уголки, центры, пространства и др.) музыкального зала Содержание - Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. Музыкальный центр. Альбомы с иллюстрациями по основной программе; - атрибуты к настольным музыкально-дидактическим играм; - атрибуты для импровизации (элементы костюмов); - музыкальные уголки. Портреты русских и зарубежных композиторов Наглядно – иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года). Восприятие Пение: представления Музыкально-дидактические игры. музыкально-слуховые 1. Музыкальное лото «До, ре, ми» 2. «Лестница» 3. «Угадай колокольчик» 4. «Три поросенка» 5. «На чем играю 1.«Грустно-весело» Ладовое чувство 2. «Выполни задание» 3. «Слушаем внимательно» Чувство ритма 1. «Ритмическое эхо» 2. «Наше путешествие Музыкально-ритмические движения 3. «Определи по ритму» Разноцветные шарфы , разноцветны платочки. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. Игра на музыкальных инструментах Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. Косынки (желтые, красные). Музыкальные инструменты: бубны, барабаны, деревянные ложки, трещотки, треугольники, колокольчики, маракасы, металлофоны. 3.2. Обеспечение рабочей программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.) 34 Образовательная область «Художественноэстетическое развитие» Педагогическая диагностика 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Вераксы, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А . М.: Мозаика- 2014. 2.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: МозаикаСинтез, 2005-2010 3.Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание). 4.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества Спб., 2000. 5.«Наш весёлый оркестр» И.Каплунова. Методическое пособие с аудио и видео приложениями для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки. Библиотека программы «Ладушки». 2013 г. 6.« Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворова. Учебное пособие с описанием танцев и упражнение с CD и DVD записями. 7.« Музыкальный руководитель» Методический журнал для музыкального руководителя. Издатель ООО « Издательский дом». 8.«Топ – хлоп, малыши».Т.Н.Сауко, А.И. Буренина. Программа по муз.ритмическому воспитанию детей 2-3 лет и методическое сопровождение к ней. 9.« Праздник каждый день» Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложениями (2СD). ООО «Издательство- полиграфический комплекс» «КАРО» 2007 год. 10.Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева 11.Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Тутти» А.И. Буренина, Т.Э.Тютюнникова 12.«Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова, Н.М.Фоломеева «Педагогической мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей»/ Ю.А. Афонькина.- Волгогорад: учитель, 2015. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 3.3. Распорядок пребывания воспитанников в ДОО (режим дня) РЕЖИМ ДНЯ Подготовительная к школе группа (6-8 лет) на холодный период № Режимные моменты Подготовительная к школе группа от 6 до 7(8) 35 1. Утренний прием, осмотр детей, индивидуальное общение, игры. 07.00 – 08.20 2. Утренняя гимнастика 08.20 - 08.35 3. Подготовка к завтраку, завтрак 08.35 – 08.50 4. Предметная, самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности 08.50 – 09.00 5. Организованная образовательная деятельность 09.00 – 09.30 09.40 – 10.10 10.20 - 10.50 6. Самостоятельная деятельность детей: игры, общение по интересам (в том числе индивидуальное общение педагога с детьми) 10.50 - 11.05 7. 2-й завтрак 10.10 - 10.20 8. Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки 11.05 .- 12.15 9. Самостоятельная деятельность детей: игры, общение по интересам 12.15 - 12.35 10. Подготовка к обеду, обед 12.35 – 12.50 11. Подготовка ко сну, дневной сон 12.50 – 15.00 12. Постепенный подъем, гигиенические процедуры после сна 15.00 – 15.30 13. Подготовка к полднику, полдник 15.30 – 15.45 14. Совместная деятельность взрослого с детьми, досуговая деятельность. 15.45 - 16.15 Организация двигательного режима воспитанников подготовительной к школе группы Формы организации Утренняя гимнастика Физкультминутка во время НОД статического характера Физическая культура (3 занятия). Музыка Прогулка: - подвижные игры, упражнения Подготовительная к школе группа (6-7 лет) 10 мин. 3 мин. 3 по 30 мин. 2 по 30 мин. 20 мин. 36 - самостоятельная двигательная активность Бодрящая гимнастика после дневного сна Самостоятельная двигательная активность в группе Индивидуальная работа по развитию движений 10 мин. 8 мин. 15 мин. Физкультурные досуги до 40 мин. 1 раз в месяц до 1 часа 2 раза в год 2 раза в год 1 час 36 мин Физкультурные праздники Дни здоровья Всего в день Всего в неделю 8 часов Структура реализации образовательной деятельности Подготовительная к школе группа (6-8 лет) Совместная деятельность педагога с детьми -Формы НОД (-Праздники -Развлечения -Тематические праздники (День матери, Осенины, Новый год, Масленница, Пасха, День снятия блокады Ленинграда, День защитника Отечества, День Победы (9 мая) Праздник 8 Марта, День защиты детей (1 июня). Самостоятельная деятельность детей Виды деятельности, Индивидуальный маршрут технологии развития ребенка Создание условий для музыкальной деятельности. Оказание недирективной помощи воспитанникам в музыкальной деятельности. Игровая (подвижные игры, игры с правилами); коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогом и сверстниками); двигательная (овладение основными движениями) Педагогические технологии на основе личностноориентированного подхода: - коллективное обучение; - технология индивидуального обучения (индивидуальная работа) Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия по музыкальному развитию) (в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) с изменениями и дополнениями от 27.08.2015г. Группы Подготовительная Продолжительность одного занятия по музыкальному развитию Количество образовательных занятий по музыкальному развитию в неделю 30 минут 2 Учебный план ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга на учебный год в соответствии с ФГОС ДО 37 ( на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) Организованная образовательная деятельность Периодичность Вторая Младшая Старшая Средняя группа группа группа группа раннего возраста ФИЗИЧЕСКАЯ 3 раза в 3 раза в 3 раза в 3 раза в КУЛЬТУРА неделю неделю неделю неделю ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ 1 раз в 2 раза в 2 раза в 3 раза в РАЗВИТИЕ неделю неделю неделю неделю Базовый вид деятельности РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю - 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю МУЗЫКА 2 раза в неделю ИТОГО В НЕДЕЛЮ 10 10 13 10 занятий в занятий в занятий в занятий в неделю неделю неделю неделю КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В ГОД Старшая Вторая Младшая Средняя группа группа группа группа раннего возраста 108 108 108 108 Базовый вид деятельности (по программе) ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ Подготовительная группа 3 раза в неделю 4 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 14 занятий в неделю Подготовительная группа 108 36 72 72 108 144 МУЗЫКА 72 36 36 72 36 36 18 18 72 36 36 18 18 72 72 72 18 18 72 72 72 18 18 72 ИТОГО В ГОД 360 360 360 468 504 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утр.гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Закаливающие ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно процедуры Гигиенические ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно процедуры Ситуативные беседы ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно при проведении режимных моментов ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 38 Чтение художественной ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно литературы Дежурства ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Игра ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно деятельность детей в центрах (уголках) развития. ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Образовательная деятельность Образовательного учреждения учитывает местонахождение ГБДОУ в пространстве Санкт-Петербурга, использует его историческую и культурную ценность для образовательных целей. Рабочая программа строится на принципе культуросообразности. Содержание рабочей программы включает в себя вопросы истории и культуры Санкт-Петербурга и СевероЗападного региона в контексте мировой истории и культуры, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца в соответствии с возрастом детей (3-4 года). Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций в семьях воспитанников учреждения. В Образовательном учреждении организована работа по проекту «Этнокалендарь СПб», входящему в перечень основных мероприятий Программы Правительства СПБ «Толерантность». План традиционных мероприятий «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» (на год) № п/п 1. 2. Мероприятия Тематические занятия с детьми, посвященные дню знаний Проведение сезонных праздников (Осенины, День Матери) Срок Ответственный сентябрь воспитатели, музыкальный руководитель октябрь ноябрь апрель 3. Организация и проведение праздников. отмеченных в этнокалендаре (Новый год, Международный женский день 8 воспитатели, музыкальный руководитель декабрь воспитатели, март музыкальный руководитель 39 Марта) 4. Организация и проведение праздников, посвященных миру на земле (День снятия блокады Ленинграда, январь воспитатели, февраль, май музыкальный руководитель июнь День защитника Отечества, 9 Мая, День защиты детей) 5. Мероприятия по ознакомлению детей с символикой города, государства согласно плану воспитатели Тематическое занятие, посвященное Дню воспитателя, Дню учителя 27 сентября воспитатели Мероприятия, посвященные родному краю (тематические занятия по ознакомлению с Санкт-Петербургом, выставка рисунков «Наш город Санкт-Петербург») согласно плану (флагом РФ, флагом СанктПетербурга, гербом РФ и города) 6. 7. 8. Приобщение детей к национальным традициям (празднование Масленицы) 4 октября воспитатели к дню рождения города согласно плану воспитатели, музыкальный руководитель (Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь СанктПетербурга, 2014» для воспитателей детских дошкольных учреждений). 3.5. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО Образовательная область Художественноэстетическое развитие (музыкальное развитие Обогащение развивающей предметно-пространственной среды Содержание Оформление центральной стены к открытому занятию: цирковой шатёр из ткани с флажками из бумаги, воздушные шары, клоуны, улыбки из бумаги. Оформление центральной стены, зала к осенним праздникам: осенняя природа, перелётные птицы, растяжка из осенних листьев, изображение девушки- осени и животных с осенними плодами. Установка декораций на переднем плане зала: домик, забор с подсолнухами. Оформление зала к досугу Дню Матери, ко Дню здоровья: бумажные цветы. Оформление центральной стены, зала к новогоднему празднику: снежинки, растяжка с Новым годом, иллюстрированная Снегурочка и установка новогодней украшенной ёлки. 40 Создание условий для реализации проекта: «Любимые детские песни. Композиторы детям». Портреты композиторов, детские мягкие игрушки по сюжету детских песен из мультфильмов (кот Леопольд и мыши, пчёлка, кошечка и другие). Оформление центральной стены, зала к досугу 23 февраля: георгиевская ленточка, название праздника, детские рисунки. Оформление к празднику 8 Марта: искусственные цветы, птицы, солнышко. Оформление центральной стены, зала к досугу День смеха: улыбки, детские рожицы, название праздника, воздушные шары. Оформление центральной стены, зала к 9 мая: символика государства, название праздника, «мемориал» из ткани с гвоздиками. К Выпускному балу: из воздушных шаров солнце, колонны, цветы, фонтаны. 41 42