1 I. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. II. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Обязательная часть программы Цели и задачи реализации рабочей программы Принципы и подходы к формированию рабочей программы Характеристики особенностей развития детей старшей группы с 5до 6 лет Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Планируемые результаты освоения рабочей программы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть программы Содержание образовательной работы с детьми 5-6 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 5-6 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников 5-6 лет 3 3 3 4 5 6 7 9 23 25 2.5. Планирование взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 27 2.6. 2.7. III. Выбор и реализация парциальных программ и форм организации работы с детьми Сложившиеся традиции группы 28 32 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть программы Описание материально- технического обеспечения рабочей программы (старшая группа) Обеспечение рабочей программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Распорядок пребывания воспитанников в ДОО (режим дня) Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО 33 34 34 35 39 40 2 I. Целевой раздел рабочей программы 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа музыкального руководителя для детей старшей группы с 5 до 6 лет ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с изменениями и дополнениями от 28.08.2015 г.; -Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15). Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Обязательная часть программы 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы Цели и задачи реализации рабочей программы: -реализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; -создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; -создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; -создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Цель музыкально-художественной деятельности Цель музыкально-художественной деятельности: -обеспечивать развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей; -обеспечивать развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. 3 Задачи реализации рабочей программы Задачи реализации программы: -охрана и укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоционального благополучия; - создание благоприятных условий развития детей от 5 до 6 лет в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; -повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Задачи музыкально-художественной деятельности: -воспитание слушательской культуры, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки; -развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки. Развитие музыкального слуха − интонационного, мелодическогo, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты; -развитие координации слуха и голоса, приобретение певческих навыков. Освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах; -освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях. Стимулирование желания самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. 1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Рабочая программа: -соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; -соответствует культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития детей дошкольного возраста; -сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; -обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательнообразовательного процесса, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; -строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра); -основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования; -предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных 4 моментов в соответствии со спецификой дошкольного; учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; - направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности; -строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. 1.1.3. Характеристика особенностей развития детей с 5 до 6 лет Старшая группа В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность. Продолжает развиваться интерес и любовь к музыке, музыкальная отзывчивость на нее. Дети могут совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). У детей этого возраста формируются певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Педагогу необходимо содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Развивается чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. Дети учатся свободно свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни. Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) Для разработки рабочей программы для детей младшей группы c 5 до 6 лет использовались следующие нормативные документы и программы: -Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) с изменениями и дополнениями от 27.08.2015г. - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15); 5 - Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга; - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (М, 2014) Срок реализации рабочей программы: 2021-2022 учебный год (сентябрь 2021 – август 2022 года) 1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы (планируемые результаты обязательной части рабочей программы) Реализация образовательных целей и задач рабочей программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие» (музыкальная деятельность); «Физическое развитие» Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы «Художественно-эстетического развития» Старшая группа - различать жанры в музыке (песня, танец, марш); - звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); - узнавать произведения по фрагменту; - петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом; 6 - ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; - самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения; - самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу; - играть мелодии на металлофоне по одному и в группе. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии: - Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнова, Е.С. Железновой (серия 30 компакт-дисков с методическими указаниями); - Технология «Этнокалендарь Санкт- Петербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства Санкт- Петербурга «Толерантность» Планируемые результаты части Программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнов, Е.С. Железнова (серия 30 компакт-дисков с методическими указаниями) Технология «Этнокалендарь Санкт- Петербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга «Толерантность» Планируемые результаты Приобщение ребенка к музыкальной культуре. Приобщается ребенка к театрализованной деятельности. Формирование представлений о разнообразии культурных традиций народов различных этнических культур, формирование интереса к национальным культурным традициям, знакомство с историей страны, города. Владение знаками, символами языка и культуры, формирование способов и средств познавательной деятельности. II.Содержательный раздел рабочей программы Обязательная часть рабочей программы 2.1. Содержание образовательной работы с детьми 5-6 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Содержание рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) и интегрирует со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. 7 Цели и задачи реализации направления «Музыка» Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей. Раздел «Слушание»: ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса. развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Раздел «Пение»: формирование у детей певческих умений и навыков обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Раздел «Музыкально-ритмические движения» развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения развитие художественно-творческих способностей. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка, становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них. развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах развивать способность творческого воображения при восприятии музыки способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах Рабочая программа, опираясь на примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», предполагает, проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. 8 2.2.Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 5-6 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности СЕНТЯБРЬ Программные задачи Здравствуй, Слушание музыки детский сад! Восприятие Моя Семья. музыкальных произведений Мониторинг (педагогичес кие наблюдения) Развитие голоса слуха Мой микрорайон Развивать образное восприятие музыки. Учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения с одинаковыми названиями, разными по характеру; различать одно-, двух-, и трехчастную формы. В о с п и т ы в а т ь интерес к музыке К. В. Глюка, П. И. Чайковского, Р. Щедрина Р а з в и в а т ь звуковысотный слух. Учить различать тембры музыкальных инструментов. У ч и т ь : петь естественным Пение Усвоение песенных голосом песни различного навыков характера; петь слитно, Песенное творчество протяжно, гасить окончания Учить самостоятельно придумывать окончания песен Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Пальчиковые игры Музыкально-игровое творчество Самостоятельная Учить: - ритмично двигаться, в характере музыки; отмечать сильную и слабую доли; менять движения со сменой частей музыки Учить исполнять танцы эмоционально, ритмично, в характере музыки Самостоятел ьно проводить игру с текстом, ведущими Приучать детей самостоятельно выполнять знакомые игры Имитировать легкие движения ветра, листочков Учить драматизировать Репертуар «Мелодия» К. В. Глюка, «Мелодия», «Юмореска» П. И. Чайковского, «Юмореска» Р. Щедрина «Музыкальный магазин» медведя» Н. Кононовой «Три «Допой песенку», «Жил – был у бабушки серенький козлик» р.н.п., «Урожай собирай» А.Филиппенко, «Бай – качи» р.н.п., Осенние распевки, «Падают листья» М.Красева, «К нам гости пришли» Ан.Александрова «Ходьба разного характера» Т. Ломовой; «Элементы танцев», «Упражнения с листочками (с платочками)» Т. Ломовой «Танец с листьями» А. Гречанинова; «Всех на праздник мы зовем» «Осень спросим» Т. Ломовой «Поросята» ; «Есть такая палочка» ; «Пекарь» ; «Замок» «Ветер играет с листочками» А. Жилина «Осенняя сказка» (драматизация) 9 музыкальная деятельность Праздники развлечения сказки. Развивать артистичность и Совершенствовать звуковысотный слух. « День знаний» «Осенняя ярмарка» ОКТЯБРЬ Темы месяца Форма организации Программные задачи музыкальной деятельности У ч и т ь : сравнивать и анализировать музыкальные произведения разных эпох и стилей; - высказывать свои впечатления; Развитие голоса и - различать двухи слуха трехчастную форму. З н а к о м и т ь со звучанием клавесина, с творчеством композиторов-романтиков. Совершенствовать звуковысотный слух. Р а з л и ч а т ь тембр, ритм У ч и т ь : петь Пение Усвоение песенных разнохарактерные песни; петь навыков слитно, пропевая каждый слог, выделять в пении акценты; удерживать интонацию до Песенное творчество конца песни; — исполнять спокойные, неторопливые песни. Р а с ш и р я т ь диапазон до « ре» 2-й октавы Учить самостоятельно придумывать окончание к попевке Учить: Музыкально- передавать особенности ритмические музыки в движениях; движения Упражнения - ритмичному движению в характере музыки; - свободному владению предметами; отмечать в движениях сильную долю; Слушание музыки Осень «Во Восприятие саду ли, в музыкальных произведений огороде» Осень «Хлебвсему голова» Осень «Лес»Листве нные и хвойные деревья, грибы, лесные ягоды Осень в литературе и живописи Репертуар «Тревожная минута» С. Майкапара, «Раздумье» С. Майкапара, «Соната для клавесина и флейты» В. А. Моцарта, «Прелюдия» Ф. Шопена, «Аве Мария» Ф. Шуберта «Лесенка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. До-линовой; «Танец - марш песня» Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной «Жил – был у бабушки серенький козлик» р.н.п., «Урожай собирай» А.Филиппенко, «Бай – качи» р.н.п., Осенние распевки, «Падают листья» М.Красева, «К нам гости пришли» Ан.Александрова «Придумай окончание» «Марш».Ф.Надененко, «Марш». В.Золотарёва, «Марш». М.Робера. Упражнение: Упражнение для рук. Польская н.м., «Попрыгуники». «Экосез» Ф.Шуберта, «Прыжки».»Полли» Английская н.м., «Поскоки». 10 - различать части музыки «Поскачем» Т.Ломовой, «Гусеница» «Большие и маленькие ноги»В.Агафонникова. Упражнение для рук с лентами. Польская н.м., «Всадники» В.Витлина, Упражнение «Топотушки» р.н.м. Творческое задание: «Великаны и гномы». Д.Львова – Компанейца, «Хороводныйшаг». «Белолица – круглолица» р.н.п., «Буратино и Мальвина», «Ковырялочка». Ливенская полька. Подводить к Пляски выразительному исполнению танцев. П е р е д а в а т ь в движениях характер танца; эмоциональное движение в характере музыки Игры Развивать: ловкость, эмоциональное отношение в игре; умение быстро реагировать на смену музыки сменой движений Пальчиковые игры Закреплять знакомые упражнения. Побуждать детей к самостоятельному показу Музыкально-игровое П е р е д а в а т ь в игровых творчество движениях образ веселых лягушек Самостоятельная П о б у ж д а т ь самостоятельно музыкальная подбирать попевки из 2-3 деятельность звуков Праздники и Совершенствовать развлечения звуковысотный слух Р а з в и в а т ь познавательный интерес «Тук – тук, молотком», «Белочка», «Кружочки», Работа с ритмическими карточками, «Кап‐кап», «Гусеница». «Найди свой листочек», латвийская народная мелодия, обр. Г. Фрида « Дружат в «Поросята». нашей группе»; «Веселые лягушата», муз, и сл. Ю. Литовко «Сорока», русская народная попевка, обр. Т. Попатенко « Мы любим музыку», «Посиделки» Праздник осени НОЯБРЬ Темы месяца Форма организации Программные задачи музыкальной деятельности Репертуар 11 Осень в Слушание музыки моем городе Восприятие музыкальных Домашние произведений животные Дикие животные Перелетные Развитие голоса птицы слуха Поздняя осень Развивать образное восприятие музыки, способность свободно ориентироваться в двух-, трехчастной форме. П о п о л н я т ь музыкальный багаж. О п р е д е л я т ь жанры и музыки, высказываться о характере музыки, особенностях, сравнивать и анализировать У ч и т ь различать звучание инструментов, определять двухчастную форму музыкальных произведений и показывать ее геометрическими фигурами (карточками или моделями) У ч и т ь : петь Пение Усвоение песенных разнохарактерные песни навыков (серьезные, шуточные, спокойные); чисто брать звуки в пределах октавы;исполнять Песенное творчество песни со сменой характера; - удерживать интонацию до конца песни; - петь легким звуком, без напряжения Совершенствовать песенное творчество Учить: Музыкально- передавать в движении ритмические особенности музыки, двигаться движения Упражнения ритмично, соблюдая темп музыки; — отличать сильную долю, менять движения в соответствии с формой произведения Исполнять танцы разного Пляски характера выразительно и эмоционально. Плавно и красиво водить хоровод. Передавать в характерных танцах образ персонажа. Держать расстояние между парами Игры В ы п о л н я т ь правила игр, действовать по тексту, самостоятельно искать выразительные движения Пальчиковые игры «Прелюдия» И. С. Баха; «Слеза» М. Мусоргского; «Разлука» М. И, Глинки; «Му зыкальный момент», «Аве Мария»» Ф. Шуберта; «Военный марш» Г. В. Свиридова, «Вальс» С. С. Прокофьева «Сложи песенку», «На чем играю?» Л. Н. Комисаровой, Э. П. Костиной Осенние распевки, «Падают листья» М.Красева, «К нам гости пришли» Ан.Александрова. «Поздоровайся песенкой по-разному», муз. и сл. М. Кочетовой Ходьба бодрым, спокойным, танцевальным шагом, муз. М. Робера. Элементы хоровода, элементы танца, русские народные мелодии Боковой галоп, поскоки Т. Ломовой. Вращения в поскоках И. Штрауса «Галоп», венгерская народная мелодия, обр. Н. Метлова; «Ложкой снег мешая» из м/ф «Умка», муз. Е. Крылатова, сл. Ю Яковлева; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен «Принц и принцесса», «Лавата», польская народная мелодия, «Воротики», «Плетень» В.Калинникова, «Чей кружок скорей соберётся?», «Ловишки» Й.Гайдна. Развивать движения пальцев « Паучок»; « Зайка» «Шарик»; рук.. Формировать «дружат в нашей группе» 12 положительное, эмоциональное отношение к игре. П е р е д а в а т ь в движении «Вальс кошки» В. Золотарева танца повадки кошки Учить подбирать попевки на «Мы идем». Е. Тиличеевой одном звуке. Музыкально-игровое творчество Самостоятельная музыкальная деятельность Праздники и Развивать актерские «Детям о Чайковском» развлечения навыки, инсценировать люби- «Мои любимые игрушки» мые песни В о с п и т ы в а т ь уважение к пожилым людям. Р а з в и в а т ь познавательный интерес ДЕКАБРЬ Темы месяца Форма организации Программные задачи музыкальной деятельности Репертуар Встреча зимы «Танец молодого бегемота» Д. Б. Кабалевского; «Русская песня», «Вальс» П. Й. Чайковского; «Вальс» И. Брамса; «Вдоль по Пи терской», русская народная песня Зимующие птицы Новый год Знакомить с выразительными и изобразительными возможностями музыки. Определять музыкальный жанр произведения. Развитие голоса и Р а з в и в а т ь слуха представления о чертах песенности, тан-цевальности, маршевости. В о с п и т ы в а т ь интерес к мировой классической музыке Р а з в и в а т ь музыкальносенсорный слух 3 а к р е п л я т ь умение петь Пение Усвоение песенных легким, подвижным звуком. навыков Учить: - вокально-хоровым навыкам; делать в пении акценты; - начинать и заканчивать Песенное творчество пение тише У ч и т ь импровизировать простейшие мелодии П е р е д а в а т ь в движении Музыкальноособенности музыки, двиритмические гаться ритмично, соблюдая движения Упражнения темп музыки. О т м е ч а т ь сильную долю, менять движения в соответствии с формой произведения Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений «Угадай мелодию», «Лесенкачудесенка» Л. Н. Комисаровой, Э. П. Костиной «Наша ёлка» А.Островского, «Дед Мороз» В.Витлина, «Зимняя песенка» В.Витлина, «Снежная песенка» Д.Львов-Компанеец, «Пестрый колпачок» Г,Струве, «От носика до хвостика» М.Парцхаладзе. «Частушки» (импровизация) Чередование ходьбы и бега, муз. Ф. Надененко. Элементы танцев, хороводов В. Герчик, «Марш» М.Робера, «Марш» И.Кишко, «Марш» Н.Богословского. Упражнение: «Приставной шаг» 13 Немецкая н.м., «Попрыгаем, побегаем» С.Соснина, «Притопы». «Финик», «риставной шаг в сторону», «Мячики». Па-детруа.Фрагмент из балета»Лебединное озеро» П.Чайковского, «Шаг и поскок» Т.Ломовой, «Весёлые ножки» Латвийская н.м., «Кто лучше скачет» Т.Ломовой, «Побегаем» К.Вебера, «Спокойный шаг» Т.Ломовой. Пляски Игры Пальчиковые игры Работать над выразительностью движений в танцах Свободно ориентироваться в пространстве. Самостоятельно строить круг из пар. Передавать в движениях характер танца В ы д е л я т ь каждую часть музыки, двигаться в соответствии с ее характером Творческое задание: «Ветерок и ветер». «Лендлер» Л.Бетховена, «Ковырялочка».»Ливенская полька», «Сегодня славный праздник» - хоровод, «Танец фонариков» И. Саца, «Танец снежинок» А. Жилина, «Танец солдатиков» П. И. Чайковского, «Танец козы и козлят» А. Рыбникова, «Танец Белоснежки и гномов» Ф. Черчеля, фрагмент из музыки к мультфильму «Белоснежка и семь гномов» «Не выпустим» Т. Ломовой; «Лавата», польская народная мелодия; «Апчхи», муз. В. Соловьева-Седого, сл. Е. Гвоздева Учить детей « Мы делили апельсин»; «Зайка»; проговаривать разными «Дружат в нашей группе» голосами. Развивать мелкую моторику пальцев рук. П о б у ж д а т ь к игровому «Всадники» В. Витлина творчеству Учить подбирать попевки на «АНДРЕЙ-ВОРОБЕЙ», Р.Н.П, ОБР. одном звуке. Е.ТИЛИЧЕЕВОЙ Музыкально-игровое творчество Самостоятельная музыкальная деятельность Праздники и Использовать «Загадки королевы гармонии» развлечения знакомые песни вне занятий Новогодний праздник В о с п и т ы в а т ь умение вести себя на празднике. ЯНВАРЬ Темы месяца Каникулы Форма организации музыкальной деятельности Слушание музыки Восприятие Зима в музыкальных литературе и произведений Программные задачи Учить: — определять и характеризовать музыкальные жанры; Репертуар «Зимнее утро» П. И. Чайковского, «Фея зимы» С. С. Прокофьева, «Метель» Г. В. Свиридова, «Королевский марш льва» С Сен14 живописи Зимние забавы Развитие голоса и слуха День снятия блокады Ленинграда Пение Усвоение песенных навыков Песенное творчество Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры — различать в песне черты других жанров; — сравнивать и анализировать музыкальные произведения. З н а к о м и т ь с различными вариантами бытования народных песен Совершенствовать восприятие основных свойств звуков. Р а з в и в а т ь представления о регистрах Закреплять: — умение точно интонировать мелодию в пределах октавы; — выделять голосом кульминацию; — точно воспроизводить ритмический рисунок; — петь эмоционально У ч и т ь придумывать собственные мелодии к стихам У ч и т ь менять движения со сменой музыкальных предложений. Совершенствовать элементы бальных танцев. О п р е д е л я т ь жанр музыки и самостоятельно подбирать движения Совершенствовать исполнение танцев, хороводов; четко и ритмично выполнять движения танцев, вовремя менять движения, не ломать рисунок танца; водить хоровод в двух кругах в разные стороны Санса Учить выразительному движению в соответствии с музыкальным образом. Формировать устойчивый интерес к русской народной игре «Рождественские игры», «Игра с ложками», русские народные мелодии; «Найди свой инструмент», латвийская народная мелодия, обр. Г. Фрида. Игра: «Чей кружок скорее соберется?», «Догони меня!», «Займи место», «Не выпустим!». «Вот попался к нам в кружок», «Кот и мыши» Т.Ломовой, «Будь «Определи по ритму» Н. Г. Кононовой, «Кто по лесу идет?» Л. Н. Комисаровой, Э. П. Костиной «К нам гости пришли» Ан.Александрова, «Мамин праздник» Ю.Гурьева. «Колядки», русские народные песни, прибаутки «Приставной шаг» А. Жилинского, «Шаг с высоким подъемом ног» Т. Ломовой, элементы танца «Казачок», русская народная мелодия, обработка М. Иорданского «Заинька», русская народная песня, обр. С. Кондратьева; «Казачок», русская народная мелодия, обр. М. Иорданского, «Потанцуй со мной, дружок» Английская н.м., «Танец в кругу» Финская н.м., «Кашачий танец». Рок-н-рол, «Парная пляска» Чешская н.м., «Озорная полька» Н.Верисокиной, «Весёлый танец» Еврейская н.м., «Что нам нравится зимой?», «Игра со снежками» 15 внимательным!». Пальчиковые игры Музыкально-игровое творчество Самостоятельная музыкальная деятельность Праздники и развлечения Побуждать детей рассказывать стихи эмоционально, передавать разные образы. Побуждать к импровизации игровых и танцевальных движений Исполнять знакомые попевки на « Коза и козленок»; «Мы делили апельсин»; «Дружат в нашей группе» «Капуста» «Играем в снежки» Т. Ломовой «Лесенка» Е. Тиличеевой И с п о л ь з о в а т ь русские «Вечер старинной музыки» народные игры вне занятий С о з д а в а т ь радостную атмосф«Путешествие в сказочную страну» актерские навыки ФЕВРАЛЬ Темы месяца Форма организации Программные задачи музыкальной деятельности Репертуар Транспорт Игрушки «Песнь жаворонка» П. И. Чайковского, «Жаворонок» М. И. Глинки, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Полет шмеля» Н. А. РимскогоКорсакова, «Бабочки» Ф. Куперена, «Соловей» А. А. Алябьева, «Ручеек» Э. Грига «Сколько слышишь звуков?» Н. Г. Кононовой, «Бубенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова День Защитника Отечества Учить различать жанры музыкальных произведений. В о с п и т ы в а т ь интерес к шедеврам мировой классической музыки. Побуждать сравнивать произведения, изображающие Развитие голоса и животных и птиц, находя в слуха музыке характерные черты; различать оттенки настроений, характер. У ч и т ь передавать в пантомиме характерные черты персонажей Р а з в и в а т ь музыкальносенсорный слух, музыкальнослуховые представления З а к р е п л я т ь умение петь Пение Усвоение песенных легким, подвижным звуком, без навыков напряжения. У ч и т ь : вокально-хоровым навыкам; петь слаженно, Песенное творчество прислушиваться к пению детей и взрослых; правильно выделять кульминацию У ч и т ь импровизации простейших мотивов, придумыванию своих мелодий к частушкам Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений «Про козлика» Г.Струве, «Мамин праздник» Ю.Гурьева, «Кончается зима» Т.Попатенко, «Динь – динь». Немецкая н.м.. «Горошина», муз. В. Карасёвой, «Частушка» (импровизация) 16 Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры З а к р е п л я т ь навыки различного шага, ходьбы. О т р а б а т ы в а т ь плясовые парные движения. Р е а г и р о в а т ь на смену музыки сменой движений. З а к а н ч и в а т ь движения с остановкой музыки; свободно владеть предметами в движениях (ленты, цветы) Р а б о т а т ь над выразительностью движений. У ч и т ь свободному ориентированию в пространстве, распределять в танце по всему залу; эмоционально и непринужденно танцевать, передавать в движениях характер музыки В ы д е л я т ь каждую часть музыки, двигаться в соответствии с ее характером. В ы з в а т ь интерес к военным играм «Вертушки», украинская народная мелодия. обр. Я. Степового; «Легкие и тяжелые руки» Л. Бетховена; «Элементы вальса» В. Тиличеевой; «Элементы казачка», русская народная мелодия, обр. М. Иорданского; «Элементы подгрупповых танцев» «Казачок», русская народная мелодия, обр. М. Иорданского; «Вальс с цветами» Б. Тиличеевой; «Танец с куклами», латышская народная полька, обр. Е. Сироткина; «Танец с лентами» Д. Шостаковича; «Гусеницы и муравьи» Г. Левкодимова; «Танец с кастрюлями», русская народная полька, обр. Е. Сироткина «Дружные тройки», «Полька» И.Штрауса, Хоровод «Светит месяц» р.н.п.. Игра: «Найди себе пару», «Сапожник» Польская н.п., «Ловишки»Й.Гайдна. «Веселые и грустные гномики» Ф. Буре-Мюллера Самостоятельная музыкальная деятельность Учить детей поговаривать текст про себя, показывая движения. Развитие речи, памяти П о б у ж д а т ь к игровому творчеству, применяя систему творческих заданий Самостоятельно подбирать на металлофоне знакомые песни Праздники и развлечения Воспитывать любовь к родине. «День святого Валентина» Праздник пап Пальчиковые игры Музыкально-игровое творчество «Кулачки»; « Зайка»; « Коза и козленок» По выбору МАРТ Темы месяца Форма организации Программные задачи музыкальной деятельности Репертуар Мамин праздник. Профессии наших мам. «Дождик» Г. В. Свиридова, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москва-реке» М. П. Мусоргского; «Вечер», «Подснежник» С. С. Прокофьева, Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений У ч и т ь различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым. 17 Весна. Перелетные птицы Различать звукоподражание некоторым Развитие голоса и явлениям природы. слуха Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного в жизни и искусстве Совершенствовать восприятие основных свойств звука. Закреплять представления о регистрах. Р а з в и в а т ь чувство ритма, определять движение мелодии Закреплять умение Пение Усвоение песенных точно интонировать навыков мелодию в пределах октавы; выделять голосом кульминацию; точно воспроизводить в пении Песенное творчество ритмический рисунок; удерживать тонику, не выкрикивать окончание; петь пиано и меццо, пиано с сопровождением и без. Импровизировать звукоподражание гудку парохода, поезда. Самостоятельно менять Музыкальнодвижения со сменой музыки. ритмические Совершенствовать движения Упражнения элементы вальса. Ритмично выполнять бег, прыжки, разные виды ходьбы. Определять жанр музыки и самостоятельно подбирать движения. Различать характер мелодии и передавать его в движении Пляски «Подснежник» П. И. Чайковского, «Подснежник» А. Гречанинова «Про козлика» Г.Струве, «Мамин праздник» Ю.Гурьева, «Кончается зима» Т.Попатенко, «Динь – динь». Немецкая н.м. «Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова; «Поезд», муз. Т. Бырченко, сл. М. Ивенсен «Марш» Н.Богословского. Упражнение: «Пружинящий шаг и бег»Е.Тиличеевой, «Передача платочка» Т.Ломовой, Упражнение для рук. Шведская н.м., «Побегаем» К.Вебера, «Спокойный шаг» Т.Ломовой. Творческое задание: «Отойди – подойди» Чешская н.м., «Разрешите пригласить». «Ах ты, берёзка». р.н.п., «Кто лучше скачет?» Т.Ломовой. «Мальчики и девочки идут» В. Золотарева; «Мельница» Т. Ломовой; «Ритмический тренаж», «Элементы танца» Совершенствовать «Дружные тройки», «Полька» исполнение танцев, плясок, И.Штрауса, Хоровод «Светит хороводов; выполнять танцы месяц» р.н.п.. ритмично, в характере музыки; эмоционально Игра: «Найди себе пару», доносить танец до зрителя. «Сапожник» Польская н.п., Владеть элементами «Ловишки»Й.Гайдна русского народного танца 18 Игры Пальчиковые игры Музыкально-игровое творчество Самостоятельная музыкальная деятельность Праздники развлечения Учить выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом; согласовывать свои действия с действиями других детей. В о с п и т ы в а т ь интерес к русской народной игре Проговаривать текст с разными интонациями, выразительно Развивать творческую фантазию. Учить действовать с воображаемыми предметами У ч и т ь создавать игровые картинки «Кот и мыши» Т. Ломовой; «Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой, русские народные игры «Дом»; «Поросята»; «Кулачки»; «Мы делили апельсин» «Зонтики», муз., сл. и описание движений М. Ногиновой «Солнышко встает» и Совершенствовать «Праздник мам». «Чудесное эмоциональную природы – пробуждение» отзывчивость, создавать «Масленица» атмосферу праздника. В о с п и т ы в а т ь любовь к мамам, бабушкам АПРЕЛЬ Темы месяца Форма организации Программные задачи музыкальной деятельности Наша Родина Россия. Столица Москва Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Космос. Первые весенние цветы. Развитие слуха голоса Учить различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные впечатления. двухи Различать ,трехчастную форму произведений. Углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Развивать представления о связи Репертуар «Танец пастушков», «Трепак», «Танец Феи Драже», «Арабский танец», «Вальс цветов», «Атажио» П. И. Чайковского; «Танец эльфов», «Шествие гномов», «В пещере горного короля» Э. Грига; «Старый замок» М. П. Мусоргского «Эхо», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Сколько нас поет?» Н. Г. Кононовой 19 Пение Усвоение песенных навыков Песенное творчество Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Пальчиковые игры Музыкально-игровое творчество Самостоятельная музыкальная деятельность Праздники и развлечения музыкальных и речевых интонаций . Развивать звуковысотный слух, чувство ритма Продолжать воспитывать интерес к русским народным песням; любовь к Родине. Р а з в и в а т ь дикцию, артикуляцию. У ч и т ь петь песни разного характера выразительно и эмоционально; передавать голосом кульминацию Придумывать собственные мелодии к полевкам Р а з л и ч а т ь ритм и самостоятельно находить нужные движения. В ы п о л н я т ь приставной шаг прямо и в бок; легко скакать и бегать в парах Легко владеть элементами русских народных танцев. Двигаться в танце ритмично, эмоционально П р о д о л ж а т ь прививать интерес к русской народной игре; умение быстро реагировать на смену музыки сменой движений Учить детей показывать стихи с помощью пантомимы. Активно манипулировать пальцами, развивать мелкую моторику У ч и т ь действовать с воображаемыми предметами С о з д а в а т ь игровые образы на знакомую музыку П р и в и в а т ь навыки здорового образа жизни. З н а к о м и т ь с праздником Пасхи «Про козлика» Г.Струве, «Мамин праздник» Ю.Гурьева, «Кончается зима» Т.Попатенко, «Динь – динь». Немецкая н.м.. «Лиса», русская народная прибаутка, обр. Т. Попатенко «Вертушки», украинская народная мелодия. обр. Я. Степового; «Легкие и тяжелые руки» Л. Бетховена; «Элементы вальса» В. Тиличеевой; «Кострома», «Казачок», русские народные мелодии «Тетера», «Бабка Ежка», «Селезень и утка», «Горшки», русские народные мелодии «Вышла кошечка»; «Дом»; «Дружат в нашей группе» « Веселые ленточки» Моцарт « Гномы» « В весенний лес за приключениюми» «Юморина» «Пасха» МАЙ Темы месяца Форма организации Программные задачи Репертуар 20 музыкальной деятельности День Победы. Насекомые. Наша РодинаРоссия. Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Развитие слуха голоса Город нашСанкт Петербург. Пение Усвоение навыков Учить: различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные впечатления. П о б у ж д а т ь и передавать образы природы в рисунках, созвучных музыкальному образу. Углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций. Продолжать песенных в о с п и т ы в а т ь интерес к русским народным песням; любовь к Родине. Песенное творчество Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Развивать дикцию, артикуляцию. Учить петь песни разного характера выразительно и эмоционально; передавать голосом кульминацию Придумывать собственные мелодии к полевкам Различать ритм и самостоятельно находить нужные движения. Выполнять приставной шаг прямо и в бок; легко скакать и бегать в парах Легко владеть элементами русских народных танцев. Двигаться в танце ритмично, эмоционально Продолжать «Архангельские звоны», «Колокольные звоны» Э. Грига, «Богатырские ворота» М. П. Мусоргского, «Бой часов» С. С. Прокофьева, «Кампанел-ла» Ф. Листа, «Концерт» С. С. Рахманинова « Окрась музыку», «Угадай краску» Л.Н. Коммисаровой, Э.П.Костиной «Про козлика» Г.Струве, «Мамин праздник» Ю.Гурьева, «Кончается зима» Т.Попатенко, «Динь – динь». Немецкая н.м.. «Лиса», русская народная прибаутка, обр. Т. Попатенко «Вертушки», украинская народная мелодия. обр. Я. Степового; «Легкие и тяжелые руки» Л. Бетховена; «Элементы вальса» В. Тиличеевой; «Кострома», «Казачок», русские народные мелодии «Тетера», «Бабка Ежка», 21 Пальчиковые игры Музыкально-игровое творчество прививать интерес к русской народной игре; умение быстро реагировать на смену музыки сменой движений «Селезень и утка», «Горшки», русские народные мелодии Учить детей показывать стихи с помощью пантомимы. Активно манипулировать пальцами, развивать мелкую моторику Учить действовать с воображаемыми предметами «Вышла кошечка»; «Дом»; «Дружат в нашей группе» « Веселые ленточки» Моцарт 2.3. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы в старшей группе с 5 до 6 лет № Виды и форма музыкальных занятий Особенности организации Формы 1. Совместно-партнерская деятельность Утренняя музыкальная Ежедневно в музыкальном - групповые 1.1 гимнастика зале. Совместные с детьми, с Праздники, досуги и - групповые 1.2 привлечением родителей и развлечения подготовки к ним. Театрализованная Выступление детей с -подгрупповые деятельность, декорациями, в костюмах, с 1.3 - индивидуальные музыкальные игры, атрибутами, изготовленными -индивидуальные дидактические. совместно с взрослыми. Совместная Поющие, чисто - групповые дополнительная интонирующие дети, с -подгрупповые 1.4 образовательная эмоциональным откликом на -индивидуальные деятельность песню. 2.Непрерывная образовательная деятельность в режиме дня НОД по музыкальному 2 раза в неделю в музыкально – ритмические 2.1 развитию музыкальном зале движения; - пальчиковая гимнастика; -слушание музыки; -пение; -музицирование с ДМИ; -танцы; -игры. 3. Музыкальные мероприятия - групповые 3.1 Праздники 1 раз в два месяца 3.2 Досуги и развлечения 1 раз в неделю -групповые 22 Организация видов музыкальной деятельности Виды здоровье сберегающих технологий Музыкально – ритмические упражнения: -упражнения -танцы -игры Слушание музыки Время проведения в режиме дня Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей Особенности методики проведения Рекомендуется для всех детей. Могут включать в себя элементы гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. На 2-3 минуты в зависимости от вида деятельности Пение: На занятиях 1-2 - певческие навыки минуты, на досугах - упражнения для слуха и и праздниках 5-6 голоса минут Чувство ритма, На занятиях 1-2 музицирование. минуты. Рекомендуется для всех детей. Слушаниекак беседа, как инсценировка, танцевальное творчество Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Дыхательная гимнастика Обеспечить проветривание помещения. Проводится в режимном моменте музыкально – ритмических движений. В различных формах на музыкальных занятиях. Технологии музыкального В различных воздействия (фонограммы) формах музыкальной деятельности. Рекомендуется использовать наглядный материал, с предварительным показом. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования в старшей группе Объект педагогической диагностики (мониторинга) Индивидуальные достижения детей в контексте образовательной области "Художественноэстетическое развитие". Формы и методы педагогической диагностики -наблюдение -совместная образовательная деятельность (пение, танец, музыкальноритмические движения) Периодичность проведения педагогической диагностики Длительность проведения педагогической диагностики Сроки проведения педагогической диагностики 2 раза в год 2 недели сентябрь май 2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников 5-6 лет месяц Формы работы Дополнительная информация 23 IX-2021г. Консультация, Посещение занятий, развлечение для детей и родителей «День знаний» «Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка» (папка-передвижка) Помочь родителям осознать важность применения музыки в игровой деятельности ребёнка. Посещение родительского собрания «Знакомство с планом работы по музыкальнохудожественной деятельности детей образовательной области «Музыка». Анкетирование: «Какая практическая помощь по вопросам музыкального развития ребенка Вам необходима?» X-2021 г. Информационно-консультативная деятельность Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитании Форум на сайте ГБДОУ Xl-2021г. Информационно-консультативная деятельность Фотовыставка «Поем и пляшем на празднике нашем» Поддержание заинтересованности, «Осенний праздник» инициативности родителей в вопросах музыкального воспитания в семье. Практикум: «Обучение детей игре на детских шумовых музыкальных Практический материал: песни, шутки, сценки инструментах» ко «Дню рождения ребенка» Оформление группового стенда: «День рождения ребенка в семье» По запросу родителей: Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания детей. Оформление группового стенда «Тексты песен, стихотворения, инсценировки зимнего и новогоднего репертуара. Привлечение Индивидуальные родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, Консультации. элементов декораций к новогоднему празднику. «История песни «Ёлочка» (познавательная Интернет. Сайт ГБДОУ информация) «Новогодний карнавал» Культурно-досуговая деятельность (памятка о безопасном посещении новогодних утренников) Приобщать семью к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержать заинтересованность, инициативность родителей к жизни детского сада. Развлечения в ГБДОУ (включении родителей в праздники и Xll-2021 г. Рекомендации: «Музыкальные игрушки детям» Оформление группового стенда: «Пойте детям перед сном» На доску для родителей: «Песни, стихи об осени» Семейный конкурс по изготовлению костюмов к празднику «Осень» Беседа с родителями: «Культура поведения родителей и детей на празднике». «Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты (консультация) 24 I-2022 г. Il-2022 г. III-2022г. IV-2022г. подготовку к ним);игровые семейные конкурсы, викторины. Творческие поделки к «Новогодней выставке». Организация записи новогоднего праздника на видео. Совместное украшение музыкального зала, покупка подарков. Информационно-консультативная Организация фотовыставки «Поем и пляшем на деятельность празднике нашем» Фотоматериалы по новогоднему празднику. Индивидуальные беседы. «Способности вашего ребенка. Как их развить». Заинтересовать, увлечь родителей творческим процессом развития гармоничного становления личности ребёнка, его духовной и Консультация «Народные праздники, эмоциональной восприимчивости. гуляния» Консультация «Фольклор повседневной жизни ребенка» в Познакомить родителей с музыкальными играми на развитие внимания, памяти, мышления. Оказать помощь в создании «Музыкальные игры на развитие картотеки с любимыми играми детей. внимания, памяти, На стенд для родителей «разучим с детьми игры мышления»(семинар-практикум) и хороводы к празднику «Масленица». Подготовка к празднику «8 Марта» Репетиции с Индивидуальные консультации мамами, разучивание сольных номеров, совместных игр, песен, танцев. Информационно-консультативная Рекомендации деятельность. по подбору музыкальных произведений для прослушивания дома танцевальной музыки, произведений слушанию музыки с детьми». Подборка на стенд для родителей стихотворений, текста песен на тему «Моя семья». Привлечение родителей к подготовке атрибутов, изготовление костюмов к семейному досугу. Культурно-досуговая деятельность. Участие родителей в празднике «8 марта»: сольные номера, участие в играх. Включение родителей в праздники и подготовку к ним, игровые семейные конкурсы, викторины. Творческие поделки к «Масленице». Индивидуальные консультации по Подборка на стенд для родителей стихов, текста вопросам музыкального воспитания песен, игр, хороводов на весеннюю тематику. детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, элементов декораций к весеннему празднику. Участие родителей в проведении «Дня открытых дверей» Посещение родителями музыкальных занятий, занятий в студиях, кружках). Культурно-досуговая деятельность Участие родителей в празднике «Весна-красна: участие в играх, танцах, хороводах. 25 Анкетирование родителей по результатам музыкального воспитания детей. Консультация «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи» VI-2022 г. «Речевые игры с музыкальными инструментами» (консультация) V-2022 г. Памятка для родителей «Раннее выявление музыкальных способностей детей». Ознакомление родителей с результатами диагностики. Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей; совместные театрализованные представления, шумовой оркестр), коллективные творческие работы. 2.5. Планирование взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО Месяц сентябрь октябрь Содержание 1. Консультация с воспитателями «Задачи работы по разделу "Музыкальное воспитание в разновозрастной интегративной группе" 2. Особенности работы воспитателя в данной возрастной группе (консультация для воспитателей) 3. Знакомство воспитателей с муз. репертуаром 1. Организация уголков музыкальной деятельности на группе (консультация для' воспитателей) 2. Ознакомление -утверждение сценария осеннего праздника с воспитателями и специалистами 3. Знакомство воспитателей с музыкальным репертуаром. 4. Оформление зала к осеннему празднику ноябрь 1. Работа с педагогами, участвующими в сценарии (театрализации) осеннего праздника 2. Знакомство с музыкальным репертуаром 3. Обсуждение и анализ прошедшего осеннего праздника 4. Музыкально-дидактические игры -консультация для воспитателей декабрь 1. Ознакомление -утверждение сценария Новогоднего праздника с воспитателями и специалистами 2. Работа с педагогами, участвующими в сценарии( театрализации) Новогоднего праздника, 3. Знакомство с муз. репертуаром 4. Оформление зала к Новогоднему празднику 1. Консультация « Ваш ребенок любит петь?» 2. Консультация « Как слушать музыку с ребенком?» 3. Открытый вечер досуга, посвященный Дню защитника Отечества. Январь Февраль 1. Подготовка с педагогами к проведению вечера развлечений «Масленица» 2. Ознакомление и утверждение сценария праздника 8 Марта со специалистами и воспитателями 3. Работа с педагогами, участвующими в сценарии праздника 8 Марта 26 Март 1. Консультация на тему «Музыка и здоровье». 2. Проведение детских праздников 8Марта. 3. Индивидуальные консультации по вопросам поступления в музыкальные школы. 4. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального развития детей. Апрель 1. Консультация для воспитателей "Фольклор для детей» Май 1.Коррекционная работа по вопросам диагностики 2.Знакомство с музыкальным материалом Июнь 1.Знакомство с музыкальным репертуаром на летний период. 2.Обсуждение летних праздников. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 2.6. Выбор и реализация парциальных программ и форм организации работы с детьми Парциальные программы и технологии Технология Этнокалендарь СанктПетербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга «Толерантность». «Этнокалендарь СанктПетербурга» для детских дошкольных учреждений Цель Формировать представления о единстве народов в разнообразии культурных традиций народов различных этнических культур. Задачи Образователь ная область Воспитание патриота и гражданина своей страны, представителя своего народа и носителя этнических, фольклорных традиций. Познавательно е развитие Методические материалы и средства обучения и воспитания к части программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Технология Этнокалендарь СанктПетербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга Методические материалы Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2014» для Средства обучения Возраст детей В комплект входит книга-буклет, набор настенных плакатов, сборник методических пособий для педагогов по работе с плакатами, медиаприложение на диске с информацией, Старший возраст (5-7 лет) 27 «Толерантность». воспитателей детских дошкольных учреждений. интерактивной картой и викторинами. Виды комплектов материалов «Этнокалендарь СанктПетербурга» для дошкольных учреждений. Состав комплекта информационносправочных материалов «Этнокалендарь СанктПетербурга»: 1. Буклет-книга «Этнокалендарь СанктПетербурга». 2. Комплект плакатов для разных возрастных категорий. 3. Методические рекомендации для педагогов всех ступеней образования. 4. Плакат с государственной символикой России и Санкт-Петербурга. 5. Медиаприложение «Поликультурный Санкт-Петербург» на диске и в Интернете (http://www.ethnospb.ru). Буклет, плакаты и медиаприложение – это наглядный информационный материал. Дополняющие их методические рекомендации для педагогов предлагают огромный выбор форм и методов проведения уроков и занятий с «Этнокалендарем». Печатная версия «Этнокалендаря» с 2010 года дополнена медиаприложением на диске под названием «Поликультурный Санкт-Петербург». Материально-техническое оснащение части программы, 28 формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Вид помещения Функциональное использование «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» для детских дошкольных учреждений Групповая комната Развивающая предметнопространственная среда «Центр познавательного развития» Оснащение Библиотека методической литературы 2.7. Сложившиеся традиции группы обычно понимают систему повторяющихся Под традициями символических мероприятий. Термин «традиции в образовательной системе» рассматривается как совокупность педагогических средств и понятий, применяемых в практике обучения, воспитания, образования, педагогические ценности, а также обычаи, обряды, ритуалы и церемонии. Посредством традиций осуществляется передача устойчивых знаний, умений и навыков и компетенций, элементов социального опыта от поколения к поколению, от одной социальной группы к другой, от группы к индивиду. Освоение ребёнком культурного наследия, социальных ролей, правил, моральноэтических норм, формирования навыка быть готовым к поиску решений в неопределенных условиях эффективнее происходит во взаимодействии взрослых и детей при подготовке и во время проведения традиционных мероприятий. Примерный перечень событий, праздников и мероприятий Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Название праздника День знаний. Гала-концерт «С Днем дошкольного работника». Осенины. «Здравствуй, осень золотая». День матери. Музыкальный досуг «Мама-солнышко мое». Подготовка к Новому году. «Новогоднее приключение» -праздник с привлечением родителей. День снятия блокады Ленинграда. «Бабушкин Возрастная группа Все возрастные группы Категория участников Дети, педагоги Все возрастные группы Все возрастные группы Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Все возрастные группы Дети, педагоги, родители Старшие группы Дети, педагоги 29 Февраль Март Апрель Май Июнь Июль сундучок» -фольклорный досуг (семейные традиции, быт, костюмы, хороводы, заклички). День защитника Отечества «Лучший папа». «Сказка за сказкой» театрализованная деятельность (театр кукол). Весенние праздники. Творческий конкурс «Милые барышни». Все возрастные группы Дети, педагоги, родители Все возрастные группы Дети, педагоги День смеха. День космонавтики. День Победы. Выпускные праздники в детском саду. Все возрастные группы Старший возраст Дети, педагоги Международный день защиты детей. День семьи, любви и верности. Все возрастные группы Старший возраст Старший возраст Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Дети, педагоги Дети, педагоги, родители III.Организационный раздел рабочей программы Обязательная часть рабочей программы 3.1. Описание материально- технического обеспечения рабочей программы (старшая группа) Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) Восприятие Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала Содержание - Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. Музыкальный центр. Альбомы с иллюстрациями по основной программе; - атрибуты к настольным музыкально-дидактическим играм; - атрибуты для импровизации (элементы костюмов); - музыкальные уголки. Портреты русских и зарубежных композиторов Наглядно – иллюстративный материал: 30 - сюжетные картины; - пейзажи (времена года). Музыкально-дидактические игры. Пение: музыкально-слуховые 1. Музыкальное лото «До, ре, ми» представления 2. «Лестница» 3. «Угадай колокольчик» 4. «Три поросенка» 5. «На чем играю 1.«Грустно-весело» Ладовое чувство 2. «Выполни задание» 3. «Слушаем внимательно» Чувство ритма 1. «Ритмическое эхо» 2. «Наше путешествие Музыкально-ритмические движения 3. «Определи по ритму» Разноцветные шарфы , разноцветны платочки. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. Игра на музыкальных инструментах Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. Косынки (желтые, красные). Музыкальные инструменты: бубны, барабаны, деревянные ложки, трещотки, треугольники, колокольчики, маракасы, металлофоны. 3.2. Обеспечение рабочей программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания Образовательная область «Художественноэстетическое развитие» Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.) 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Вераксы, Н.Е., Комарова, Т.С.,Васильева, М.А . М.: Мозаика- 2014. 2.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: МозаикаСинтез, 2005-2010 3.Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание). 4.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества Спб., 2000. 5.«Наш весёлый оркестр» И.Каплунова. Методическое пособие с аудио 31 Педагогическая диагностика и видео приложениями для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки. Библиотека программы «Ладушки». 2013 г. 6.« Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворова. Учебное пособие с описанием танцев и упражнение с CD и DVD записями. 7.« Музыкальный руководитель» Методический журнал для музыкального руководителя. Издатель ООО « Издательский дом». 8.«Топ – хлоп, малыши».Т.Н.Сауко, А.И. Буренина. Программа по муз.ритмическому воспитанию детей 2-3 лет и методическое сопровождение к ней. 9.« Праздник каждый день» Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложениями (2СD). ООО «Издательство- полиграфический комплекс» «КАРО» 2007 год. 10.Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева 11.Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Тутти» А.И. Буренина, Т.Э.Тютюнникова 12.«Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова, Н.М.Фоломеева «Педагогической мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей»/ Ю.А. Афонькина.- Волгогорад: учитель, 2015. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 3.3. Распорядок пребывания воспитанников в ДОО (режим дня) РЕЖИМ ДНЯ старшая группа 5-6 лет) на холодный период № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Режимные моменты Утренний прием, осмотр детей, индивидуальное общение, игры. Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Предметная, самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности Организованная образовательная деятельность Совместная игровая деятельность, подготовка ко второму завтраку 2-й завтрак Старшая группа (от 5 до 6) 07.00 – 08.20 08.20 – 08.30 08.30 – 08.50 08.50 – 09.15 09.00 - 09.25 09.35 – 10.00 10.00 -10.15 32 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, общение, спокойные игры Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, сон Постепенный подъем, гигиенические и закаливающие процедуры после сна Подготовка к полднику, полдник Игры, досуги, общение и деятельность по интересам/ Организованная образовательная деятельность 10.15 - 10.50 10.50 - 12.10 12.10 - 12.25 12.25 - 12.45 12.45 – 15.00 15.00 – 15.20 15.20 – 15.35 15.35 – 15.45 15.45 – 16.10 16.10 – 18.20 18.20 – 19.00 Подготовка к прогулке, прогулка Игры, уход детей домой Организация двигательного режима воспитанников старшей группы Формы организации Утренняя гимнастика Физкультминутка во время НОД статического характера Физическая культура (3 занятия) Музыка Прогулка: - подвижные игры, упражнения - самостоятельная двигательная активность Бодрящая гимнастика после дневного сна Самостоятельная двигательная активность в группе Индивидуальная работа по развитию движений Физкультурные досуги Физкультурные праздники Старшая группа (5-6 лет) 10 мин. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) 10 мин. 3 мин. 3 мин. 3 по 25 мин. 3 по 30 мин. 2 по 25 мин. 2 по 30 мин. 20 мин. 20 мин. 10 мин. 10 мин. 8 мин. 8 мин. 15 мин. 15 мин. до 30 мин. 1раз в месяц до 1 часа 2 раза в год до 40 мин. 1 раз в месяц до 1 часа 2 раза в год 33 Дни здоровья 2 раза в год 2 раза в год Всего в день 1 час 31мин 1 час 36 мин 7 часов 35 минут 8 часов Всего в неделю Структура реализации образовательной деятельности Старшая группа (5-6 лет) Совместная деятельность педагога с детьми -Формы НОД (-Праздники -Развлечения -Тематические праздники (День матери, Осенины, Новый год, Масленница, Пасха, День снятия блокады Ленинграда, День защитника Отечества, День Победы (9 мая) Праздник 8 Марта, День защиты детей (1 июня). Самостоятельная деятельность детей Виды деятельности, Индивидуальный технологии маршрут развития ребенка Создание условий для Игровая Педагогические музыкальной (подвижные игры, игры с технологии на основе деятельности. правилами); личностноОказание коммуникативная ориентированного недирективной помощи (общение и подхода: воспитанникам в взаимодействие с - коллективное музыкальной педагогом и обучение; деятельности. сверстниками); - технология двигательная (овладение индивидуального основными движениями) обучения (индивидуальная работа) Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия по музыкальному развитию) (в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) с изменениями и дополнениями от 27.08.2015г. Группы Старшая Продолжительность одного занятия по музыкальному развитию 25 минут Количество образовательных занятий по музыкальному развитию в неделю 2 Учебный план ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга на учебный год в соответствии с ФГОС ДО Базовый вид деятельности Организованная образовательная деятельность Периодичность Вторая Младшая Средняя Старшая группа группа группа группа раннего Подготовительная группа 34 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ возраста 3 раза в неделю 1 раз в неделю 3 раза в неделю 2 раза в неделю 3 раза в неделю 3 раза в неделю 3 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 2 раза в неделю 10 занятий в неделю 13 занятий в неделю МУЗЫКА 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю ИТОГО В НЕДЕЛЮ 10 занятий в неделю 10 занятий в неделю РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ Базовый вид деятельности (по программе) ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю - 3 раза в неделю 2 раза в неделю КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В ГОД Вторая Младшая Средняя Старшая группа группа группа группа раннего возраста 108 108 108 108 4 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 14 занятий в неделю Подготовительная группа 108 36 72 72 108 144 МУЗЫКА 72 36 36 72 36 36 18 18 72 36 36 18 18 72 72 72 18 18 72 72 72 18 18 72 ИТОГО В ГОД 360 360 360 468 504 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утр.гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Закаливающие ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно процедуры Гигиенические ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно процедуры Ситуативные беседы ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно при проведении режимных моментов Чтение художественной ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно литературы Дежурства ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Игра ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 35 деятельность детей в центрах (уголках) развития. 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Образовательная деятельность Образовательного учреждения учитывает местонахождение ГБДОУ в пространстве Санкт-Петербурга, использует его историческую и культурную ценность для образовательных целей. Рабочая программа строится на принципе культуросообразности. Содержание рабочей программы включает в себя вопросы истории и культуры Санкт-Петербурга и СевероЗападного региона в контексте мировой истории и культуры, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца в соответствии с возрастом детей (3-4 года). Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций в семьях воспитанников учреждения. В Образовательном учреждении организована работа по проекту «Этнокалендарь СПб», входящему в перечень основных мероприятий Программы Правительства СПБ «Толерантность». План традиционных мероприятий «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» (на год) № п/п 1. 2. Мероприятия Тематические занятия с детьми, посвященные дню знаний Проведение сезонных праздников (Осенины, День Матери) Срок Ответственный сентябрь воспитатели, музыкальный руководитель октябрь ноябрь апрель 3. 4. воспитатели, музыкальный руководитель Организация и проведение праздников. отмеченных в этнокалендаре (Новый год, Международный женский день 8 Марта) декабрь воспитатели, март музыкальный руководитель Организация и проведение праздников, посвященных миру на земле январь воспитатели, февраль, май музыкальный руководитель (День снятия блокады Ленинграда, июнь День защитника Отечества, 9 Мая, День защиты детей) 5. Мероприятия по ознакомлению детей с символикой города, государства согласно плану воспитатели 27 сентября воспитатели (флагом РФ, флагом СанктПетербурга, гербом РФ и города) 6. Тематическое занятие, посвященное 36 Дню воспитателя, Дню учителя 7. 8. Мероприятия, посвященные родному краю (тематические занятия по ознакомлению с Санкт-Петербургом, выставка рисунков «Наш город Санкт-Петербург») Приобщение детей к национальным традициям (празднование Масленицы) 4 октября согласно плану воспитатели к дню рождения города согласно плану воспитатели, музыкальный руководитель Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь СанктПетербурга, 2014» для воспитателей детских дошкольных учреждений). 3.5. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО Образовательная область Художественноэстетическое развитие (музыкальное развитие Обогащение(пополнение) развивающей предметно-пространственной среды Содержание Оформление центральной стены к открытому занятию: цирковой шатёр из ткани с флажками из бумаги, воздушные шары, клоуны, улыбки из бумаги. Оформление центральной стены, зала к осенним праздникам: осенняя природа, перелётные птицы, растяжка из осенних листьев, изображение девушки- осени и животных с осенними плодами. Установка декораций на переднем плане зала: домик, забор с подсолнухами. Оформление зала к досугу Дню Матери, ко Дню здоровья: бумажные цветы. Оформление центральной стены, зала к новогоднему празднику: снежинки, растяжка с Новым годом, иллюстрированная Снегурочка и установка новогодней украшенной ёлки. Создание условий для реализации проекта: «Любимые детские песни. Композиторы детям». Портреты композиторов, детские мягкие игрушки по сюжету детских песен из мультфильмов (кот Леопольд и мыши, пчёлка, кошечка и другие). Оформление центральной стены, зала к досугу 23 февраля: георгиевская ленточка, название праздника, детские рисунки. Оформление к празднику 8 Марта: искусственные цветы, птицы, солнышко. Оформление центральной стены, зала к досугу День смеха: улыбки, детские рожицы, название праздника, воздушные шары. Оформление центральной стены, зала к 9 мая: символика государства, название праздника, «мемориал» из ткани с гвоздиками. 37 38