1 I. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. II. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Обязательная часть программы Цели и задачи реализации рабочей программы Принципы и подходы к формированию рабочей программы Характеристики особенностей развития детей с 4 до 5 лет Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Планируемые результаты освоения рабочей программы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть программы Содержание образовательной работы с детьми 4-5 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 4-5 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников 4-5лет 3 3 3 4 5 6 7 9 23 25 2.5. Планирование взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 27 2.6. 2.7. III. Выбор и реализация парциальных программ и форм организации работы с детьми Сложившиеся традиции группы 28 32 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть программы Описание материально- технического обеспечения рабочей программы (средняя группа) Обеспечение рабочей программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Распорядок пребывания воспитанников в ДОО (режим дня) Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО 33 34 34 35 39 40 2 I. Целевой раздел рабочей программы 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа музыкального руководителя для детей средней группы с 4 до 5лет ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с изменениями и дополнениями от 28.08.2015 г.; -Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15). Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей дошкольного возраста с 4 до 5лет. Обязательная часть программы 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы Цели и задачи реализации рабочей программы: -реализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; -создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; -создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; -создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Цель музыкально-художественной деятельности Цель музыкально-художественной деятельности: -обеспечивать развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей; -обеспечивать развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; 3 восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Задачи реализации рабочей программы Задачи реализации программы: -охрана и укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоционального благополучия; - создание благоприятных условий развития детей от 4 до 5 лет в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; -повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Задачи музыкально-художественной деятельности: -воспитание слушательской культуры, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки; -развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки. Развитие музыкального слуха − интонационного, мелодическогo, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты; -развитие координации слуха и голоса, приобретение певческих навыков. Освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах; -освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях. Стимулирование желания самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. 1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Рабочая программа: -соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; -соответствует культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития детей дошкольного возраста; -сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; -обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач образовательного процесса, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; -строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра); 4 -основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования; -предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного; учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; - направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности; -строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. 1.1.3. Характеристика особенностей развития детей с 4 до 5 лет Средняя группа Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкальноритмических движениях. У детей уже формируется умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Необходимо развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер. Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) Для разработки рабочей программы для детей младшей группы c 3 до 4 лет использовались следующие нормативные документы и программы: -Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного 5 государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) с изменениями и дополнениями от 27.08.2015г. - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15); - Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга; - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (М, 2014) Срок реализации рабочей программы: 2021-2022 учебный год (сентябрь 2021 – август 2022 года) 1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы (планируемые результаты обязательной части рабочей программы) Реализация образовательных целей и задач рабочей программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие» (музыкальная деятельность); «Физическое развитие» Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы «Художественно-эстетического развития» Средняя группа - слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; - узнавать песни, мелодии; - различать звуки по высоте (секста-септима); - петь протяжно, четко поизносить слова; - выполнять движения в соответствии с характером музыки» - инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; - играть на металлофоне 6 Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии: - Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнова, Е.С. Железновой (серия 30 компакт-дисков с методическими указаниями); - Технология «Этнокалендарь Санкт- Петербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства Санкт- Петербурга «Толерантность» Планируемые результаты части Программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнов, Е.С. Железнова (серия 30 компакт-дисков с методическими указаниями) Технология «Этнокалендарь Санкт- Петербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга «Толерантность» Планируемые результаты Приобщение ребенка к музыкальной культуре. Приобщается ребенка к театрализованной деятельности. Формирование представлений о разнообразии культурных традиций народов различных этнических культур, формирование интереса к национальным культурным традициям, знакомство с историей страны, города. Владение знаками, символами языка и культуры, формирование способов и средств познавательной деятельности. II.Содержательный раздел рабочей программы Обязательная часть рабочей программы 2.1. Содержание образовательной работы с детьми 4-5 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) и интегрирует со всеми образовательными областями: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цели и задачи реализации музыкальной деятельности Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей. 7 Раздел «Слушание» ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса. развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Раздел «Пение» формирование у детей певческих умений и навыков обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Раздел «Музыкально-ритмические движения» развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения развитие художественно-творческих способностей. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка, становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них. развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах развивать способность творческого воображения при восприятии музыки способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах Рабочая программа, опираясь на примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», предполагает, проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. 8 2.2. Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 4-5 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) СЕНТЯБРЬ Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Слушание музыки Восприятие Здравствуй, музыкальных детский сад! произведений Моя семья. Развитие голоса Мой микрорайон. и слуха Моя улица. (ближайшее окружение) Пение Усвоение песенных навыков Песенное творчество Музыкальноритмические движения Упражнения Программные задачи Учить различать настроение музыки, определять высокий, средний, низкий регистр. Развивать музыкальную отзывчивость. Воспитывать интерес к музыке Шумана, Кабалевского, Чайковского Развивать звуковысотный слух Учить петь естественным голосом, без выкриков, прислушиваться к пению других детей. Правильно передавать мелодию, формировать навыки коллективного пения. Учить импровизировать на заданную музыкальную тему. Учить танцевать в парах, не терять партнера на протяжении танца. Передавать в Репертуар «Весело-грустно» Л. Бетховена «Всадник», «Смелый наездник» Р. Шумана «Клоуны» Д. Кабалевского «Петрушка», «Паровоз» В. Карасевой «Чики – чики – чикалочки» р.н.п., «Барабанщик» М.Красева, «Петушок», «Ладушки», «Где же наши ручки?», «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Котик» И.Кишко, «Мяу – мяу» распевка, «Колыбельная зайчонка» В.Карасёва «Ходьба разного характера» М.Робера «Элементы танцев», «Упражнения с листочками» Е.Тиличеевой 9 Пляски Игры движении характер музыки. Учить танцевать эмоционально, раскрепощено, владеть предметами Воспитывать коммуникативные качества. Выполнять ритмично упражнения. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать эмоциональный настрой МузыкальноСовершенствовать игровое творческие творчество проявления Праздники и Воспитывать развлечения эстетический вкус, учить правилам поведения в гостях Самостоятельная Совершенствовать музыкальная музыкальный слух деятельность в игровой деятельности Пальчиковые игры «Танец с листьями» А.Филиппенко «Янка» бел.н.м «Игра с листьями» М. Красева «Делай, как я» английская народная песня « Побежали вдоль реки»; « Кот Мурлыка»; «Бабушка»; «Мы платочки постираем» «Я полю, полю лук» Е. Тиличеевой В гостях у подготовительной группы на досуге «Осенние забавы» «Где мои детки?» Н.Г.Кононовой ОКТЯБРЬ Темы месяца Осень. Признаки осени. Форма организации музыкальной деятельности Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Лес. Грибы. Развитие голоса Ягоды и слуха Программные задачи Развивать музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера. Учить находить в музыке веселые, злые, плаксивые интонации. Знакомить с Репертуар «Плакса, злюка, резвушка» Д. Кабалевского «Пьеска» Р. Шумана «Новая кукла» П.И.Чайковского «Чей это марш?» Г. Левкодимова «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой 10 Пение Усвоение песенных навыков Песенное творчество Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Пальчиковые игры Музыкальноигровое творчество Праздники и развлечения творчеством Р.Шумана, Д.Кабалевского Развивать звуковысотный слух. Различать низкий и высокий регистр. Расширять голосовой диапазон. Учить петь не напрягаясь, естественным голосом, подводить к акцентам. Самостоятельно находить голосом низкие звуки для кошки и высокие для котенка. Учить передавать в движении характер марша, хоровода, владеть предметами, выполнять парные упражнения. Учить исполнять танцы в характере музыки, держаться партнера, владеть предметами, чувствовать двухчастную форму. Развивать чувство ритма, умение реагировать на смену частей музыки сменой движений. Соотносить движение пальцев с текстом. Развивать воображение Учить передавать игровыми движениями образ кошки Поощрять творческие «Элементы хоровода» А.Филиппенко «Элементы танцев» Н. Вересокиной «Упражнение с листочками, зонтиками» В. Костенко «Танец с листьями» А.Филиппенко «Танец рябинок» Н. Вересокиной «Покажи ладошки» латвийская народная мелодия «Солнышко и тучка» Л. Комиссаровой «Делай, как я» английская народная песня « Раз, два, три»; «Побежали вдоль реки»; «Прилетели гули»; «Семья». «Вальс кошки» В. Золотарева «Вечер сказок» 11 проявления Самостоятельная Совершенствовать музыкальная музыкальный слух деятельность в игровой деятельности Воспитывать интерес к сказкам. «Ну-ка, угадай-ка» Е.Тиличеевой НОЯБРЬ Темы месяца Здоровье Огород. Овощи Форма организации музыкальной деятельности Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Игрушки Развитие голоса и слуха Пение Усвоение песенных навыков Песенное творчество Музыкальноритмические Программные задачи Репертуар Продолжать развивать музыкальное восприятие. Знакомить с жанрами музыки (марш, песня, танец), учить определять их самостоятельно. Воспитывать устойчивый интерес к народной и классической музыке. Развивать музыкальную память. «Во поле береза стояла» русская народная песня «Солдатский марш» Р. Шумана «Марш» П.И.Чайковского «Полька» С.Майкапара «Кто в домике живет» Н. Ветлугиной «Угадай песенку» Г. Левкодимова Развивать голосовой аппарат, увеличивать диапазон голоса. Учить петь без напряжения, в характере песни, петь песни разного характера. Учить использовать музыкальный опыт в импровизации попевок. Учить передавать в движениях характер «Варись, варись, каша» муз. Е.Туманян, «Чики – чики – чикалочки» р.н.п., «Барабанщик» М.Красева, «Петушок», «Ладушки», «Где же наши ручки?», «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Котик» И.Кишко, «Мяу – мяу» распевка, «Колыбельная зайчонка» В.Карасёва «Зайчик, ты зайчик» р.н.п «Поскоки» Т.Ломовой 12 музыки, выдерживать темп, выполнять упражнения на мягких ногах, без напряжения, свободно образовывать круг. Пляски Учить запоминать последовательность танцевальных движений, самостоятельно менять движения со сменой частей музыки, танцевать характерные танцы Игры Развивать способности эмоционально сопереживать в игре, чувство ритма Развивать Пальчиковые звуковысотный игры слух, память ,чувство ритма, выразительность МузыкальноСовершенствовать игровое творческие творчество проявления. Праздники и Способствовать развлечения приобщению к миру музыкальной культуры Самостоятельная Учить музыкальная самостоятельно деятельность пользоваться знакомыми музыкальными инструментами. движения Упражнения «Элементы танцев», «Элементы хоровода», р.н.п «Танец с воздушными шарами» М. Раухвергера «Пляска с ложками» (р.н.п. «А я по лугу») «Ловишка» Й.Гайдна «Дети и медведь» муз.В.Верховинца «Капуста»; « Раз, два, три»; «Тики – так»; «Прилетели гули» «Дедушка Егор» Осенний праздник Знакомые музыкально-дидактические игры. ДЕКАБРЬ 13 Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Программные задачи Репертуар Зимушка Слушание музыки зима. Дикие Восприятие животные музыкальных произведений Зимующие птицы. Новогодний праздник. Учить воспринимать пьесы контрастные и близкие по настроению, образному восприятию, определять 3 жанра в музыке. Развивать звуковысотный слух в пределах сексты. «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковского Развитие голоса и слуха «Тише-громче в бубен бей!» Е. Тиличеевой «Гармошка и балалайка» И. Арсеева Совершенствовать музыкальносенсорный слух. Пение Усвоение песенных навыков Песенное творчество Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Закреплять и совершенствовать навыки исполнения песен. Учить самостоятельно вступать, брать спокойное дыхание, слушать пение других детей, петь без крика, в умеренном темпе. Совершенствовать творческие проявления Учить двигаться под музыку в соответствии с характером, жанром. Самостоятельно придумывать танцевальные движения. Учить самостоятельно начинать и заканчивать танец с началом и окончанием музыки. Выполнять парные движения слаженно, одновременно. «Весёлый Новый год» Е.Жарковского, «Первый снег» А.Филиппенко, «Ёлка, ёлочка» Т.Попатенко, «Дед Мороз» В.Герчик, «Песенка про хомячка» Л.Абелян, «Саночки» А.Филиппенко, «Машина» Т.Попатенко. «Бодрый и тихий шаг» М. Робера «Танцевальный шаг» В. Золотарева «Придумай движения», «Элементы танцев» «Танец сказочных героев», Хоровод «Елочка» Н. Бахутовой «Танец медведей» Е. Каменоградского «Танец зайцев» Е. Тиличеевой «Вальс снежинок» 14 Игры Танцевать характерные танцы, водить хоровод. Вызывать эмоциональный отклик. Развивать подвижность, активность. Включать в игру застенчивых детей. Исполнять характерные танцы. «Игра со снежками», «Тише-громче в бубен бей» Е.Тиличеевой Игра «Санки» муз. Т.Сауко Пальчиковые игры Развивать память, фантазию «Снежок»; «Капуста»; «Раз, два, три» Музыкальноигровое творчество Побуждать придумывать и выразительно передавать движения персонажей. Доставлять радость, развивать актерские навыки. Совершенствовать ритмический слух «Зайцы и медведь» (игра) Н. Римский –Корсаков «Медведь» В. Ребикова Праздники и развлечения Самостоятельн ая музыкальная деятельность Новогодний праздник «Ритмические палочки» Н. Ветлугиной (музыкально-дидактическая игра) ЯНВАРЬ Темы месяца Каникулы Зима Зимующие птицы Форма организации музыкальной деятельности Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Развитие голоса и слуха Программные задачи Учить воспринимать пьесы, близкие по настроению. Знакомить с детским альбомом П. И. Чайковского Определять характер музыки, 2-3 частную форму. Репертуар «Марш» Д. Шостаковича «Вальс» П.Чайковского «Марш» Д. Россини «Полька» И. Штрауса «Строим дом» муз. М.Красева «Лесенка» Е. Тиличеевой «Где мои детки?» Н. Ветлугиной 15 Пение Усвоение песенных навыков Песенное творчество Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Пальчиковые игры Свободно определять жанр музыки. Совершенствовать звуковысотный слух. Закреплять и совершенствовать навыки исполнения песен. Учить петь напевно, нежно, прислушиваться к пению других детей, петь без выкриков, слитно. Начало и окончание петь тише Совершенствовать творческие проявления. Учить двигаться в характере, темпе музыки. Менять движения со сменой музыки, самостоятельно придумывать танцевальные движения. Учить начинать движения сразу после вступления, слаженно танцевать в парах, не опережать движениями музыку. Держать круг из пар на протяжении всего танца, мягко водить хоровод. Приобщать к русской народной игре. Вызывать желание играть. Активизировать речь детей, проговаривать четко слова. Развивать мелкую «Строим дом» муз. М.Красева «Поздоровайся» (вокальная импровизация). Повторение новогоднего репертуара. «Улыбка» «Хороводный шаг» р.н.м «Упражнения с цветами» В. Моцарта Элементы танца «Разноцветные стекляшки» «Разноцветные стекляшки» «Хоровод» В. Курочкина «Божья коровка» «Рождественские игры» «Дети и медведь» муз.В.Верховинца «Овечка»; «Снежок»; «Капуста»; «Кот Мурлыка» 16 моторику пальцев рук. МузыкальноПобуждать игровое выразительно творчество передавать движения персонажей. Праздники и Доставлять развлечения радость, развивать актерские навыки. Самостоятельная Совершенствовать музыкальная ритмический слух деятельность «Кот Леопольд и мыши», «Песенка Леопольда» Б. Савельева «Зимние забавы» «Волшебные баночки» ФЕВРАЛЬ Темы месяца Профессии День защитника Отечества Мамин праздник Форма организации музыкальной деятельности Программные задачи Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Обогащать музыкальные впечатления. Учить воспринимать пьесы контрастные и близкие по настроению. Выделять 2-3 части, высказываться о характере. Развитие голоса и слуха Пение Усвоение песенных навыков Песенное творчество Развивать тембровый и звуковысотный слух, ритмическое восприятие. Закреплять и совершенствовать навыки исполнения песен. Учить петь дружно, без крика. Начинать петь после вступления, узнавать знакомые песни по начальным звукам. Пропевать гласные, брать короткое дыхание. Петь Репертуар «Куры и петухи» К. Сен-Санса «Ежик» Д. Кабалевского «Балет невылупишхся птенцов» М. Мусоргский «Кукушка» М. Красева «Моя Россия» муз. Г.Струве «Смелый наездник» муз. Р.Шумана «Что делают дети?» Н. Кононовой «Колыбельная» А. Гречанинова «Марш» Э. Парлова «Мы – солдаты» муз. Ю.Слонова, «Воробей» В.Герчик, «Мы запели песенку»Р. Рустамова, «Новый дом» Р.Бойко, «Весенняя полька» Е.Тиличеевой, «Солнышко», «Три синички», «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Самолёт» М.Мигаденко, «Зайчик» М.Старокадомского. 17 Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Пальчиковые игры Музыкальноигровое творчество Праздники и развлечения Самостоятел ьная музыкальная деятельность эмоционально, прислушиваться к пению других. Совершенствовать творческие проявления. Учить двигаться под музыку в соответствии с характером, жанром. Изменять характер шага с изменением громкости звучания. Свободно владеть предметами (ленточки, цветы), выполнять движения по тексту. Учить начинать танец самостоятельно, после вступления, танцевать слаженно, не терять пару, свободно владеть в танце предметами, плавно водить хоровод, выполнять движения по тексту. Вызывать эмоциональный отклик, развивать подвижность, активность. Согласовывать движения с текстом. Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику. Побуждать придумывать движения для сказочных персонажей. Воспитывать любовь к родине. Совершенствовать ритмический слух «Канарейки», «Пружинка» р.н.м «Бег с остановками» В. Семенова «Упражнения с цветами» В. Моцарта «Элементы танцев» В. Жубинской, А. Рыбникова «Танец с цветами» В. Жубинской «Заинька» р.н.п в обр. Н. РимскогоКорсакова Хоровод «Солнышко» Т. Попатенко «Танец козлят» А. Рыбникова «Ваньки-встаньки» Ю.Слонова «Танец с куклами» укр. нар. мелодия «Собери цветы» Т. Ломовой «Летчики на аэродром» муз. М. Раухвергера «Шарик»; «Семья»; «Две тетери»; «Коза» «Муха-цокотуха» («Как у наших у ворот», р.н.п, обр. В. Агафонникова) Праздник пап «Звонкие ладошки» (музыкальнодидактическая игра) 18 Март Темы месяца Мамин праздник. Профессии наших мам. Народное творчество. Весна Первые весенние цветы Форма организации музыкальной деятельности Программные задачи У ч и т ь различать настроение, чувства в музыке, средства музыкальной выразительности; различать в музыке звукоподражания некоторым явлениям Развитие голоса и природы (капель, слуха плеск ручейка); сопоставлять образы природы, выраженные разными видами искусства Упражнять в точном интонировании на одном звуке, интервалов 62 и м2 Закреплять Пение Усвоение умение начинать песенных навыков пение после вступления самостоятельно. Песенное У ч и т ь петь разтворчество нохарактерные песни; передавать характер музыки в пении; петь без сопровождения Р а з в и в а т ь умение ориентироваться в свойствах звука Учить Музыкальносамостоятельно ритмические начинать и заканчидвижения Упражнения вать движения, останавливаться с остановкой музыки. Совершенствовать умение водить хоровод Пляски У ч и т ь танцевать эмоционально, легко Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Репертуар «Весною» С. Майкапара; «Весной» Э. Грига; «Утро» Э. Грига; «Дождик» А. Лядова; «Грустный дождик» Д. Б. Кабалевского «Мы идем», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Доли- нова; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Самолёт» М.Мигаденко, «Зайчик» М.Старокадомского, «Барабанщик» М.Красева, «Хохлатка» А.Филиппенко. «Жучки» венг.н.м. «Марш», муз. JL Шульгина; «Маленький танец» Н. Александровой; «Хоровод», «Элементы вальса» Д. Шостаковича «Весенний хоровод», украинская народная мелодия; «Вальс», муз. 19 водить хоровод, сужать и расширять круг, плавно танцевать вальс Игры Знакомить с русскими народными играми. Развивать чувство ритма, выразительность движений Развивать активность, Пальчиковые уверенность. Вызвать игры интерес и желание детей играть в пальчиковые игры. МузыкальноПобуждать игровое инсценировать творчество знакомые песни Учить Праздники и самостоятельно, развлечения подбирать музыкальные инструменты для оркестровки любимых песен Самостоятельная В о с п и т ы в а т ь любовь и уважение к музыкальная мамам, бабушкам, деятельность воспитателям Ю. Слонова «Найди себе пару» Т. Ломовой; «Займи домик», муз. М. Магиденко « Два ежа»; «Шарик»; «Барабанщик»; « Тики – так» Инсценировка песни по выбору «Праздник мам». Песня по выбору АПРЕЛЬ Темы месяца Перелетные птицы. Форма организации музыкальной деятельности Программные задачи Репертуар Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений У ч и т ь различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные впечатления; узнавать знакомые музыкальные произведения по начальным тактам. Углублять «Танец лебедей», «Танец Феи Драже», «Вальс цветов» П. И. Чайковского; «Баба Яга» - пьесы С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского «Подумай и отгадай» Н. Г. Кононовой («Зайчик» М. Старокадомского; «Медведь» В. Ре- бикова; «Воробушки» М. Красева), «Кого встретил Колобок?» Г. Левкодимова Космос. Домашние птицы. Насекомые. Развитие голоса и слуха 20 представления об изобразительных возможностях музыки. О п р е д е л я т ь по характеру музыки характер персонажа У ч и т ь начинать Пение Усвоение пение сразу после песенных навыков вступления; петь разнохарактерные произведения; петь Песенное сольно и небольшими творчество группами, без сопровождения; петь эмоционально, удерживать тонику Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Пальчиковые игры Музыкальноигровое творчество Учить самостоятельно начинать и заканчивать движения с музыкой; не обгонять друг друга в колонне, держать спину; легко скакать как мячики; менять движении со сменой музыки У ч и т ь выполнять парный танец слаженно, эмоционально; чередовать движения (девочка, мальчик Воспитывать интерес к русским народным играм Развивать моторику пальцев рук через игру. Активизировать словарь через пальчиковые игры. Учить самостоятельно находить выразительные движения для передачи характера движений персонажей «Воробей» В.Герчик, «Мы запели песенку»Р. Рустамова, «Новый дом» Р.Бойко, «Весенняя полька» Е.Тиличеевой, «Солнышко», «Три синички», «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Самолёт» М.Мигаденко, «Зайчик» М.Старокадомского, «Барабанщик» М.Красева, «Хохлатка» А.Филиппенко «Марш» Р. Руденской; «Скачем, как мячики» М. Сатуллиной; «Побегаем - отдохнем» Е, Тиличеевой; «Поскоки» Т. Ломовой «Янка», белорусская народная мелодия, «Игра с платочком», «Пляска с платочком», «Игра с ёжиком» М.Сидоровой, «Кто у нас хороший?», Игра «Колпачок», «Весёлый танец», Игра «Жмурки». «Пасхальные игры» «Два ежа»; «Барабанщик»; «Шарик»; «Капуста» «Веселые лягушата», муз. и сл. Ю. Литовко; «Танец лягушек», муз. В. Витлина 21 Прививать навыки здорового образа жизни Самостоятельная У ч и т ь самостоятельно музыкальная подбирать к любидеятельность мым песням музыкальные инструменты и игрушки Праздники и развлечения Темы месяца Наш город. Правила дорожного движения Форма организации музыкальной деятельности Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Развитие голоса и слуха Пение Усвоение песенных навыков Песенное творчество Музыкальноритмические движения Упражнения МАЙ Программные задачи У ч и т ь узнавать знакомые произведения по вступлению; определять характер, содержание; различать звукоподражание некоторым музыкальным инструментам. Развивать представления о связи музыкально-речевых интонаций. Понимать, что сказку рассказывает музыка. У ч и т ь различать жанры музыки У ч и т ь начинать пение сразу после вступления; петь в умеренном темпе, легким звуком; передавать в пении характер песни; петь без сопровождения; петь песни разного характера Придумывать мелодию своего дождика Самостоятельно начинать движение и заканчивать с окончанием музыки. Двигаться другза «День здоровья» Песня по выбору Репертуар «День Победы» «Шарманка» Д. Д. Шостаковича; «Камаринская» П. И. Чайковского; «Парень с гармошкой» Г. Свиридова; «Тамбурин» Ж. Рамо; «Волынка» И. Баха; «Волынка» В. Моцарта Повторение весеннего репертуара. «Жучки» венг.н.м. «Марш» Т.Ломовой; «Лошадки» Е.Тиличеева; «Элементы хоровода» рнм; «Всадники» В.Витлина 22 Пляски Игры Пальчиковые игры Музыкальноигровое творчество Праздники и развлечения Самостоятельн ая музыкальная деятельность другом, не обгоняя, держать ровный широкий круг. Выразительно передавать характерные особенности игрового образа У ч и т ь танцевать эмоционально, в характере и ритме танца; держать расстояние между парами; самостоятельно менять движения со сменой частей музыки Р а з в и в а т ь чувство ритма, музыкальный слух, память. Совершенствовать двигательные навыки. Учить изменять голос Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова. Формировать развитие мелкой моторики. П о б у ж д а т ь искать выразительные движения для передачи характера персонажей Воспитывать любовь к сказкам, вызывать желание их инсценировать У ч и т ь подбирать для любимых песен игрушки для оркестровки «Всех на праздник мы зовем» Игры «Жук», «Сороконожка» ; «Узнай по голосу» муз. Е Тиличеевой; «Выходи подружка» польс.н.п «Замок»; «»Кто Мурлыка»; «Шарик»; «Тики-так» «Кузнечик» муз. В.Шаинского «Веселые лягушата» муз.и сл.Ю.Литовко Инсценировка сказки по выбору Знакомые песни 2.3. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы в младшей группе с 4 до 5лет № 1.1 1.2 Виды и форма музыкальных занятий Утренняя музыкальная гимнастика Праздники, досуги и Особенности организации Формы 1. Совместно-партнерская деятельность Ежедневно в музыкальном - групповые зале. Совместные с детьми, с - групповые 23 развлечения 1.3 1.4 Театрализованная деятельность, музыкальные игры, дидактические. Совместная дополнительная образовательная деятельность привлечением родителей и подготовки к ним. Выступление детей с декорациями, в костюмах, с атрибутами, изготовленными совместно с взрослыми. Поющие, чисто интонирующие дети, с эмоциональным откликом на песню. -подгрупповые - индивидуальные -индивидуальные - групповые -подгрупповые -индивидуальные 2.Непрерывная образовательная деятельность в режиме дня НОД по музыкальному 2 раза в неделю в музыкально – ритмические 2.1 развитию музыкальном зале движения; - пальчиковая гимнастика; -слушание музыки; -пение; -музицирование с ДМИ; -танцы; -игры. 3. Музыкальные мероприятия - групповые 3.1 Праздники 1 раз в два месяца 3.2 Досуги и развлечения 1 раз в неделю -групповые Организация видов музыкальной деятельности Виды здоровье сберегающих технологий Музыкально – ритмические упражнения: -упражнения -танцы -игры Слушание музыки Время проведения в режиме дня Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей Особенности методики проведения Рекомендуется для всех детей. Могут включать в себя элементы гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. На 2-3 минуты в зависимости от вида деятельности Пение: На занятиях 1-2 - певческие навыки минуты, на досугах - упражнения для слуха и и праздниках 5-6 голоса минут Чувство ритма, На занятиях 1-2 музицирование. минуты. Рекомендуется для всех детей. Слушаниекак беседа, как инсценировка, танцевальное творчество Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Дыхательная гимнастика Обеспечить проветривание помещения. Проводится в режимном моменте музыкально – ритмических движений. В различных формах на музыкальных занятиях. Технологии музыкального В различных воздействия (фонограммы) формах музыкальной деятельности. Рекомендуется использовать наглядный материал, с предварительным показом. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий. 24 Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования в средней группе Объект педагогической диагностики (мониторинга) Индивидуальные достижения детей в контексте образовательной области "Художественноэстетическое развитие". Формы и методы педагогической диагностики -наблюдение -совместная образовательная деятельность (пение, танец, музыкальноритмические движения) Периодичность проведения педагогической диагностики Длительность проведения педагогической диагностики Сроки проведения педагогической диагностики 2 раза в год 2 недели сентябрь май 2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников 4-5лет месяц IX-2021 г. Формы работы Консультация, Посещение занятий, развлечение для детей и родителей «День знаний» «Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка» (папка-передвижка) Помочь родителям осознать важность применения музыки в игровой деятельности ребёнка. Дополнительная информация Посещение родительского собрания «Знакомство с планом работы по музыкальнохудожественной деятельности детей образовательной области «Музыка». Анкетирование: «Какая практическая помощь по вопросам музыкального развития ребенка Вам необходима?» X-2021 г. Информационно-консультативная деятельность Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитании Форум на сайте ГБДОУ Рекомендации: «Музыкальные игрушки детям» Оформление группового стенда: «Пойте детям перед сном» На доску для родителей: «Песни, стихи об осени» Семейный конкурс по изготовлению костюмов к празднику «Осень» Беседа с родителями: «Культура поведения родителей и детей на празднике». «Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты (консультация) Xl-2021 г. Информационно-консультативная деятельность Фотовыставка «Поем и пляшем на празднике нашем» Поддержание заинтересованности, «Осенний праздник» инициативности родителей в вопросах 25 Xll-2021 г. I-2022 г. Il-2022 г. музыкального воспитания в семье. Практикум: «Обучение детей игре на детских шумовых музыкальных Практический материал: песни, шутки, сценки инструментах» ко «Дню рождения ребенка» Оформление группового стенда: «День рождения ребенка в семье» По запросу родителей: Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания детей. Оформление группового стенда «Тексты песен, стихотворения, инсценировки зимнего и новогоднего репертуара. Привлечение Индивидуальные родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, Консультации. элементов декораций к новогоднему празднику. «История песни «Ёлочка» (познавательная Интернет. Сайт ГБДОУ информация) «Новогодний карнавал» Культурно-досуговая деятельность (памятка о безопасном посещении новогодних утренников) Приобщать семью к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержать заинтересованность, инициативность родителей к жизни детского сада. Развлечения в ГБДОУ (включении родителей в праздники и подготовку к ним);игровые семейные конкурсы, викторины. Творческие поделки к «Новогодней выставке». Организация записи новогоднего праздника на видео. Совместное украшение музыкального зала, покупка подарков. Информационно-консультативная Организация фотовыставки «Поем и пляшем на деятельность празднике нашем» Фотоматериалы по новогоднему празднику. Индивидуальные беседы. «Способности вашего ребенка. Как их развить». Заинтересовать, увлечь родителей творческим процессом развития гармоничного становления личности ребёнка, его духовной и Консультация «Народные праздники, эмоциональной восприимчивости. гуляния» Консультация «Фольклор повседневной жизни ребенка» в Познакомить родителей с музыкальными играми на развитие внимания, памяти, мышления. Оказать помощь в создании «Музыкальные игры на развитие картотеки с любимыми играми детей. внимания, памяти, На стенд для родителей «разучим с детьми игры мышления»(семинар-практикум) и хороводы к празднику «Масленица». Подготовка к празднику «8 Марта» Репетиции с 26 Индивидуальные консультации III-2022 г. Информационно-консультативная деятельность. Культурно-досуговая деятельность. IV-2022 г. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания детей. Культурно-досуговая деятельность V-2022 г. VI-2022 г. мамами, разучивание сольных номеров, совместных игр, песен, танцев. Рекомендации по подбору музыкальных произведений для прослушивания дома танцевальной музыки, произведений слушанию музыки с детьми». Подборка на стенд для родителей стихотворений, текста песен на тему «Моя семья». Привлечение родителей к подготовке атрибутов, изготовление костюмов к семейному досугу. Участие родителей в празднике «8 марта»: сольные номера, участие в играх. Включение родителей в праздники и подготовку к ним, игровые семейные конкурсы, викторины. Творческие поделки к «Масленице». Подборка на стенд для родителей стихов, текста песен, игр, хороводов на весеннюю тематику. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, элементов декораций к весеннему празднику. Участие родителей в проведении «Дня открытых дверей» Посещение родителями музыкальных занятий, занятий в студиях, кружках). Участие родителей в празднике «Весна-красна: участие в играх, танцах, хороводах. Памятка для родителей «Раннее выявление музыкальных способностей детей». Ознакомление родителей с результатами диагностики. Анкетирование родителей по результатам музыкального воспитания детей. Консультация «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи» «Речевые игры с музыкальными Театрализованная деятельность (концерты инструментами» (консультация) родителей для детей, совместные выступления детей и родителей; совместные театрализованные представления, шумовой оркестр), коллективные творческие работы. 2.5. Планирование взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО Месяц сентябрь Содержание 1. Консультация с воспитателями «Задачи работы по разделу "Музыкальное воспитание в разновозрастной интегративной группе" 2. Особенности работы воспитателя в данной возрастной группе (консультация для воспитателей) 3. Знакомство воспитателей с муз. репертуаром 27 октябрь ноябрь декабрь Январь Февраль Март 1. Организация уголков музыкальной деятельности на группе (консультация для' воспитателей) 2. Ознакомление -утверждение сценария осеннего праздника с воспитателями и специалистами 3. Знакомство воспитателей с музыкальным репертуаром. 4. Оформление зала к осеннему празднику 1. Работа с педагогами, участвующими в сценарии (театрализации) осеннего праздника 2. Знакомство с музыкальным репертуаром 3. Обсуждение и анализ прошедшего осеннего праздника 4. Музыкально-дидактические игры -консультация для воспитателей 1. Ознакомление -утверждение сценария Новогоднего праздника с воспитателями и специалистами 2. Работа с педагогами, участвующими в сценарии( театрализации) Новогоднего праздника, 3. Знакомство с муз. репертуаром 4. Оформление зала к Новогоднему празднику 1. Консультация « Ваш ребенок любит петь?» 2. Консультация « Как слушать музыку с ребенком?» 3. Открытый вечер досуга, посвященный Дню защитника Отечества. 1. Подготовка с педагогами к проведению вечера развлечений «Масленица» 2. Ознакомление и утверждение сценария праздника 8 Марта со специалистами и воспитателями 3. Работа с педагогами, участвующими в сценарии праздника 8 Марта 1. Консультация на тему «Музыка и здоровье». 2. Проведение детских праздников 8Марта. 3. Индивидуальные консультации по вопросам поступления в музыкальные школы. 4. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального развития детей. Апрель 1. Консультация для воспитателей "Фольклор для детей» Май 1.Коррекционная работа по вопросам диагностики 2.Знакомство с музыкальным материалом Июнь 1.Знакомство с музыкальным репертуаром на летний период. 2.Обсуждение летних праздников. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 2.6. Выбор и реализация парциальных программ и форм организации работы с детьми Парциальные программы и технологии Технология Цель Формировать Задачи Образователь ная область Воспитание патриота и Познавательно 28 Этнокалендарь СанктПетербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга «Толерантность». «Этнокалендарь СанктПетербурга» для детских дошкольных учреждений Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнов, Е.С. Железнова (серия 30 компактдисков с методическими указаниями) представления о единстве народов в разнообразии культурных традиций народов различных этнических культур. гражданина своей страны, представителя своего народа и носителя этнических, фольклорных традиций. е развитие Программа «Музыка с мамой» способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели видится нам через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком. Программа «Музыка с Художественно -эстетическое мамой» развитие 1.Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами. 2.Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье. 3.Разрабатывать аудиопособия, методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия, книги для детей для воспитателей и педагогов ДОУ с учётом возможности домашней работы по этим материалам. 4.Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться 29 воспитателями (в группе) и родителями (дома). 5.Формировать готовность к дальнейшему обучению 6.Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка. Методические материалы и средства обучения и воспитания к части программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Технология Этнокалендарь СанктПетербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга «Толерантность». Методические материалы Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2014» для воспитателей детских дошкольных учреждений. Средства обучения Возраст детей В комплект входит книга-буклет, набор настенных плакатов, сборник методических пособий для педагогов по работе с плакатами, медиаприложение на диске с информацией, интерактивной картой и викторинами. Виды комплектов материалов «Этнокалендарь СанктПетербурга» для дошкольных учреждений. Средний возраст (4-5 лет) Состав комплекта информационносправочных материалов «Этнокалендарь СанктПетербурга»: 1. Буклет-книга «Этнокалендарь СанктПетербурга». 2. Комплект плакатов для разных возрастных категорий. 3. Методические рекомендации для 30 педагогов всех ступеней образования. 4. Плакат с государственной символикой России и Санкт-Петербурга. 5. Медиаприложение «Поликультурный Санкт-Петербург» на диске и в Интернете (http://www.ethnospb.ru). Буклет, плакаты и медиаприложение – это наглядный информационный материал. Дополняющие их методические рекомендации для педагогов предлагают огромный выбор форм и методов проведения уроков и занятий с «Этнокалендарем». Печатная версия «Этнокалендаря» с 2010 года дополнена медиаприложением на диске под названием «Поликультурный Санкт-Петербург». Программа раннего -(серия 30 компакт- Магнитофон, диск развития «Музыка с дисков с мамой» С.С. Железнов, методическими Е.С. Железнова указаниями) 2-7 лет Материально-техническое оснащение части программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Вид помещения Функциональное использование «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» для детских дошкольных учреждений Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнов, Е.С. Железнова Групповая комната Музыкальный зал Групповая комната Развивающая предметнопространственная среда «Центр познавательного развития» «Центр музыкального развития» Оснащение Библиотека методической литературы Тематический экран (фланелеграф) Иллюстрации, наглядные пособия по заданной теме Художественная 31 литература (серия 30 компактдисков с методическими указаниями) 2.7. Сложившиеся традиции группы Под традициями обычно понимают систему повторяющихся символических мероприятий. Термин «традиции в образовательной системе» рассматривается как совокупность педагогических средств и понятий, применяемых в практике обучения, воспитания, образования, педагогические ценности, а также обычаи, обряды, ритуалы и церемонии. Посредством традиций осуществляется передача устойчивых знаний, умений и навыков и компетенций, элементов социального опыта от поколения к поколению, от одной социальной группы к другой, от группы к индивиду. Освоение ребёнком культурного наследия, социальных ролей, правил, моральноэтических норм, формирования навыка быть готовым к поиску решений в неопределенных условиях эффективнее происходит во взаимодействии взрослых и детей при подготовке и во время проведения традиционных мероприятий. Примерный перечень событий, праздников и мероприятий Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Название праздника День знаний. Гала-концерт «С днем дошкольного работника». «Наш друг Светофор»досуг-развлечение. Осенины. «Здравствуй, осень золотая». День матери. Музыкальный досуг «Мама-солнышко мое». Подготовка к Новому году. Новый год. «Новогоднее приключение»- праздник с привлечением родителей. День защитника Отечества. «Лучший папа» Возрастная группа Все возрастные группы Категория участников Дети, педагоги Все возрастные группы Все возрастные группы Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Все возрастные группы Дети, педагоги, родители Все возрастные группы Дети, педагоги, родители 32 Март Апрель Июнь досуг-развлечение. «Сказка за сказкой»театрализованная деятельность (театр кукол). Весенние праздники. . День смеха. День космонавтики. Международный день защиты детей. Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные группы Дети, педагоги, родители Дети, педагоги Дети, педагоги III.Организационный раздел рабочей программы Обязательная часть рабочей программы 3.1. Описание материально- технического обеспечения рабочей программы (средняя группа) Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) Восприятие Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала Содержание - Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. Музыкальный центр. Альбомы с иллюстрациями по основной программе; - атрибуты к настольным музыкально-дидактическим играм; - атрибуты для импровизации (элементы костюмов); - музыкальные уголки. Портреты русских и зарубежных композиторов Наглядно – иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года). Музыкально-дидактические игры. 1. «Птица и птенчики» Пение: музыкально-слуховые 2. «Мишка и мышка» представления 3. «Чудесный мешочек» 4. «Курица и цыплята» 5. «Петушок большой и маленький» 6. «Угадай-ка» 7. «Кто как идет?» 33 8.«Колпачки» Ладовое чувство 1.«Солнышко и тучка» 2. «Грустно-весело» Чувство ритма 1.«Прогулка» Музыкально-ритмические движения 2. «Что делают дети» 3. «Зайцы» Разноцветные шарфы , разноцветны платочки. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, Игра на музыкальных инструментах кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. Косынки (желтые, красные). Музыкальные инструменты: бубны, барабаны, деревянные ложки, трещотки, треугольники, колокольчики, маракасы, металлофоны. 3.2. Обеспечение рабочей программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания Образовательная область «Художественноэстетическое развитие» Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.) 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Вераксы, Н.Е., Комарова, Т.С.,Васильева, М.А . М.: Мозаика- 2014. 2.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: МозаикаСинтез, 2005-2010 3.Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание). 4.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества Спб., 2000. 5.«Наш весёлый оркестр» И.Каплунова. Методическое пособие с аудио и видео приложениями для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки. Библиотека программы «Ладушки». 2013 г. 6.« Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворова. Учебное пособие с описанием танцев и упражнение с CD и DVD записями. 7.« Музыкальный руководитель» Методический журнал для музыкального руководителя. Издатель ООО « Издательский дом». 8.«Топ – хлоп, малыши».Т.Н.Сауко, А.И. Буренина. Программа по муз.ритмическому воспитанию детей 2-3 лет и методическое 34 Педагогическая диагностика сопровождение к ней. 9.« Праздник каждый день» Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложениями (2СD). ООО «Издательство- полиграфический комплекс» «КАРО» 2007 год. 10.Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева 11.Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Тутти» А.И. Буренина, Т.Э.Тютюнникова 12.«Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова, Н.М.Фоломеева «Педагогической мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей»/ Ю.А. Афонькина.- Волгогорад: учитель, 2015. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 3.3. Распорядок пребывания воспитанников в ДОО (режим дня) РЕЖИМ ДНЯ средняя группа (4-5 лет) на холодный период № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Режимные моменты Утренний прием, осмотр детей, индивидуальное общение, игры. Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Предметная, самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности Организованная образовательная деятельность Совместная игровая деятельность, подготовка ко второму завтраку 2-й завтрак Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, общение, спокойные игры Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, сон Постепенный подъем, гигиенические и закаливающие процедуры после сна Подготовка к полднику, полдник Игры, досуги, общение и деятельность по интересам/ Организованная образовательная деятельность Подготовка к прогулке, прогулка Игры, уход детей домой Средняя группа (от 4 до 5) 07.00 – 08.15 08.15 – 08.25 08.25 – 08.55 08.55 – 09.00 09.00 - 09.20 09.30 - 09.50 09.50 - 10.05 10.05 – 10.15 10.15 – 12.00 12.00 – 12.15 12.15 – 12.35 12.35 – 15.00 15.00 – 15.15 15.15 – 15.30 15.30 – 17.00 17.00 – 18.30 18.30 – 19.00 35 Организация двигательного режима воспитанников средней группы Формы организации Утренняя гимнастика Физкультминутка во время НОД статического характера Физическая культура (3 занятия). Музыка Прогулка: - подвижные игры, упражнения - самостоятельная двигательная активность Бодрящая гимнастика после дневного сна Самостоятельная двигательная активность в группе Индивидуальная работа по развитию движений Физкультурные досуги Физкультурные праздники Дни здоровья Всего в день Всего в неделю Средняя группа (4-5 лет) 8 мин. 3 мин. 3 по 20 мин. 2 по 20 мин. 15 мин 10 мин. 7 мин. 15 мин. ежедневно по 10 минут 20 мин. 1раз в месяц до 45 мин. 2 раза в год 2 раза в год 1 час 18 минут 6 часов 30 минут Структура реализации образовательной деятельности Средняя группа (4-5 лет) Совместная Самостоятельная Виды деятельности, Индивидуальный маршрут 36 деятельность педагога с детьми -Формы НОД (-Праздники -Развлечения -Тематические праздники (День матери, Осенины, Новый год, Праздник 8 Марта, День защиты детей (1 июня). деятельность детей технологии развития ребенка Создание условий для музыкальной деятельности. Оказание недирективной помощи воспитанникам в музыкальной деятельности. Игровая (подвижные игры, игры с правилами); коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогом и сверстниками); двигательная (овладение основными движениями) Педагогические технологии на основе личностноориентированного подхода: - коллективное обучение; - технология индивидуального обучения (индивидуальная работа) Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия по музыкальному развитию) (в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) с изменениями и дополнениями от 27.08.2015г.. Группы Продолжительность одного занятия по музыкальному развитию Количество образовательных занятий по музыкальному развитию в неделю 20 минут 2 Средняя Учебный план ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга на учебный год в соответствии с ФГОС ДО Базовый вид деятельности ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА + БАССЕЙН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Организованная образовательная деятельность Периодичность Старшая Вторая Младшая Средняя группа группа группа группа раннего возраста 3 раза в 3 раза в 3 раза в 3 раза в неделю неделю неделю неделю Подготовительная группа 3 раза в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 3 раза в неделю 4 раза в неделю МУЗЫКА 2 раза в 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в 2 раза в неделю АППЛИКАЦИЯ 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю - РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ ЛЕПКА 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 37 неделю ИТОГО В НЕДЕЛЮ Базовый вид деятельности (по программе) ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ неделю неделю неделю 10 13 10 10 занятий в занятий в занятий в занятий в неделю неделю неделю неделю КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В ГОД Вторая Старшая Младшая Средняя группа группа группа группа раннего возраста 108 108 108 108 14 занятий в неделю Подготовительная группа 108 36 72 72 108 144 МУЗЫКА 72 36 36 72 36 36 18 18 72 36 36 18 18 72 72 72 18 18 72 72 72 18 18 72 ИТОГО В ГОД 360 360 360 468 504 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утр.гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Закаливающие ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно процедуры Гигиенические ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно процедуры Ситуативные беседы ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно при проведении режимных моментов Чтение художественной ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно литературы Дежурства ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Игра ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно деятельность детей в центрах (уголках) развития. 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Образовательная деятельность Образовательного учреждения учитывает местонахождение ГБДОУ в пространстве Санкт-Петербурга, использует его историческую и культурную ценность для образовательных целей. Рабочая программа строится на принципе культуросообразности. Содержание рабочей программы включает в себя вопросы истории и культуры Санкт-Петербурга и СевероЗападного региона в контексте мировой истории и культуры, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца в соответствии с 38 возрастом детей (3-4 года). Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций в семьях воспитанников учреждения. В Образовательном учреждении организована работа по проекту «Этнокалендарь СПб», входящему в перечень основных мероприятий Программы Правительства СПБ «Толерантность». План традиционных мероприятий «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» (на год) № п/п 1. Мероприятия Тематические занятия с детьми, посвященные дню знаний 2. Проведение сезонных праздников (Осенины, День Матери) 3. Организация и проведение праздников. отмеченных в этнокалендаре (Новый год, Международный женский день 8 Марта) Тематическое занятие, посвященное Дню воспитателя, Дню учителя Приобщение детей к национальным традициям (празднование Масленицы) 4. 5. Срок Ответственный сентябрь воспитатели, музыкальный руководитель воспитатели, музыкальный руководитель воспитатели, музыкальный руководитель воспитатели октябрь ноябрь декабрь март согласно плану согласно плану к дню рождения города воспитатели (Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь СанктПетербурга, 2014» для воспитателей детских дошкольных учреждений). 3.5. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО Образовательная область Художественноэстетическое развитие (музыкальное развитие Обогащение(пополнение) развивающей предметно-пространственной среды Содержание Оформление центральной стены к открытому занятию: цирковой шатёр из ткани с флажками из бумаги, воздушные шары, клоуны, улыбки из бумаги. Оформление центральной стены, зала к осенним праздникам: осенняя природа, перелётные птицы, растяжка из осенних листьев, изображение девушки- осени и животных с осенними плодами. Установка декораций на переднем плане зала: домик, забор с подсолнухами. Оформление зала к досугу Дню Матери, ко Дню здоровья: бумажные цветы. 39 Оформление центральной стены, зала к новогоднему празднику: снежинки, растяжка с Новым годом, иллюстрированная снегурочка и установка новогодней украшенной ёлки. Создание условий для реализации проекта: «Любимые детские песни. Композиторы детям». Портреты композиторов, детские мягкие игрушки по сюжету детских песен из мультфильмов (кот Леопольд и мыши, пчёлка, кошечка и другие). Оформление центральной стены, зала к досугу 23 февраля: георгиевская ленточка, название праздника, детские рисунки. Оформление к празднику 8 Марта: искусственные цветы, птицы, солнышко. Оформление центральной стены, зала к досугу День смеха: улыбки, детские рожицы, название праздника, воздушные шары. Оформление центральной стены, зала к 9 мая: символика государства, название праздника, «мемориал» из ткани с гвоздиками, 40