1 СОДЕРЖАНИЕ I. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. II. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Обязательная часть программы Цели и задачи реализации рабочей программы Принципы и подходы к формированию рабочей программы Характеристики особенностей развития детей с 3 до 4 лет Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Планируемые результаты освоения рабочей программы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть программы Содержание образовательной работы с детьми 3-4 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 3-4 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников 3-4 лет 3 3 3 4 5 6 7 9 24 26 2.5. Планирование взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 28 2.6. 2.7. III. Выбор и реализация парциальных программ и форм организации работы с детьми Сложившиеся традиции группы 29 33 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть программы Описание материально- технического обеспечения рабочей программы (младшая группа) Обеспечение рабочей программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Распорядок пребывания воспитанников в ДОО (режим дня) Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО 34 35 36 39 40 2 I. Целевой раздел рабочей программы 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа музыкального руководителя для детей младшей группы с 3 до 4 лет ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с изменениями и дополнениями от 28.08.2015 г.; -Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15). Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей дошкольного возраста от 3 до 4лет. Обязательная часть программы 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы Цели и задачи реализации рабочей программы: -реализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; -создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; -создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; -создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Цель музыкально-художественной деятельности Цель музыкально-художественной деятельности: -обеспечивать развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей; -обеспечивать развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; 3 восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Задачи реализации рабочей программы Задачи реализации программы: -охрана и укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоционального благополучия; - создание благоприятных условий развития детей от 3 до 4лет в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; -повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Задачи музыкально-художественной деятельности: -воспитание слушательской культуры, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки; -развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки. Развитие музыкального слуха − интонационного, мелодическогo, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты; -развитие координации слуха и голоса, приобретение певческих навыков. Освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах; -освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях. Стимулирование желания самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. 1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Рабочая программа: -соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; -соответствует культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития детей дошкольного возраста; -сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; -обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательнообразовательного процесса, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; -строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра); -основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования; 4 -предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного; учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; - направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности; -строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. 1.1.3. Характеристика особенностей развития детей с 3 до 4 лет Младшая группа У детей 3-4 лет в процессе музыкальной деятельности развиваются память и внимание. Дети узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) Для разработки рабочей программы для детей младшей группы c 3 до 4 лет использовались следующие нормативные документы и программы: -Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) с изменениями и дополнениями от 27.08.2015г. - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15); 5 - Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга; - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (М, 2014) Срок реализации рабочей программы: 2021-2022 учебный год (сентябрь 2021– август 2022 года) 1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы (планируемые результаты обязательной части рабочей программы) Реализация образовательных целей и задач рабочей программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие» (музыкальная деятельность); «Физическое развитие» Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы «Художественно-эстетического развития» Младшая группа - слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни; - различать звуки по высоте (октава); - замечать динамические изменения (громко-тихо); - петь не отставая друг от друга; - выполнять танцевальные движения в парах; - двигаться под музыку с предметом. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии: - Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнова, Е.С. Железновой (серия 30 компакт-дисков с методическими указаниями); 6 - Технология «Этнокалендарь Санкт- Петербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства Санкт- Петербурга «Толерантность» Планируемые результаты части Программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнов, Е.С. Железнова (серия 30 компакт-дисков с методическими указаниями) Технология «Этнокалендарь Санкт- Петербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга «Толерантность» Планируемые результаты Приобщение ребенка к музыкальной культуре. Приобщается ребенка к театрализованной деятельности. Формирование представлений о разнообразии культурных традиций народов различных этнических культур, формирование интереса к национальным культурным традициям, знакомство с историей страны, города. Владение знаками, символами языка и культуры, формирование способов и средств познавательной деятельности. II.Содержательный раздел рабочей программы Обязательная часть рабочей программы 2.1. Содержание образовательной работы с детьми 3-4 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Содержание рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) и интегрирует со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цели и задачи реализации музыкальной деятельности Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей. Раздел «Слушание» ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса. развитие способности эмоционально воспринимать музыку. 7 Раздел «Пение» формирование у детей певческих умений и навыков; обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента; развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок; развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Раздел «Музыкально-ритмические движения» развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений; обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок; обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; развитие художественно-творческих способностей. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка; становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость; развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса; знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них; развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах. развивать способность творческого воображения при восприятии музыки; способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла; развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах. Рабочая программа предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. 2.2 Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 3-4 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) СЕНТЯБРЬ Темы месяца Форма организации музыкальной Программные задачи Репертуар 8 деятельности Развивать у детей Я и Слушание музыкальную отзывчивость. детский музыки У ч и т ь различать разное сад Восприятие настроение музыки Наша музыкальных (грустное, веселое, злое). группа. произведений В о с п и т ы в а т ь интерес к классической музыке. Игрушки • Развитие Р а з л и ч а т ь низкие и в нашей голоса высокие звуки комнате Пение У ч и т ь петь естественным Усвоение голосом, без выкриков, припесенных слушиваться к пению навыков других детей. Правильно п е р е д а в а т ь мелодию, формировать навыки коллективного пения У п р а ж н я т ь детей в Музыкальнободрой ходьбе, легком беге, ритмические мягких прыжках и движения приседаниях. Упражнения П р и у ч а т ь детей Пляски танцевать в парах, не терять Игры партнера на протяжении танца. Воспитывать коммуникативные качества у детей. Д о с т а в л я т ь радость от игры. Р а з в и в а т ь ловкость, смекалку Развивать чувство ритма, памяти, речи. Не принуждать детей к проговариванию, можно только движения Самостоятельная И с п о л ь з о в а т ь попевки вне занятий музыкальная деятельность Праздники и Воспитывать развлечения эстетический вкус, создавать радостную атмосферу Пальчиковые игры «Весело - грустно» Л. Бетховена, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Плакса, резвушка, злюка» Д. Б. Кабалевского. «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой «Ладушки» р.н.п., «Петушок» р.н.п., «Птичка» М.Раухвергера, «Зайка» р.н.п., «Кошка» Ан. Александрова, «Собачка» М.Раухвергера. «Марш» М. Журбина, «Пружинка» Е. Гнесиной, «Легкий бег в парах» В. Сметаны. «Колобок», р. н. м.; «Танец с листочками» А. Филиппенко. «Дождик» Н. Луконина, «Жмурки с Мишкой» Ф. Флотова «Разминка» Е. Машканцевой, «Маршируем дружно» М.Раухвергера, «Ходим – бегаем» Е.Тиличеевой, «Полёт птиц». «Птицы клюют зёрнышки» Г.Фрида, «Воробушки» М.Красева, «Маленькие ладушки»З.Левиной, «Прилетели гули»; «Шаловливые пальчики» Колыбельная для куколки М. Красева «Прощание с летом» «Осень в лесу» ОКТЯБРЬ 9 Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Программные задачи П р о д о л ж и т ь развивать у детей музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера. Учить воспринимать и определять веселые и Развитие голоса грустные произведения. Знакомить с Осень произведениями П. И. «Огород. Чайковского, Д. Б. Овощи» Кабалевского. Учить различать Сад. динамику (тихое и Фрукты громкое звучание) Ф о р м и р о в а т ь навыки Пение Листопад. Усвоение пения без напряжения, песенных крика навыков Учить правильно передавать мелодию, сохранять интонацию У п р а ж н я т ь детей в Музыкальнободром шаге, легком беге ритмические с листочками. У ч и т ь движения Упражнения образовывать и держать Пляски круг. Различать Игры контрастную двухчастную форму, менять движения с помощью взрослых. Приучать детей танцевать в парах, не терять партнера. У ч и т ь ориентироваться в пространстве, реагировать на смену музыки. У ч и т ь играть, используя навыки пения Развивать внимание, Пальчиковые речевую активность детей. игры Развивать моторику движений пальцев рук. Самостоятельная В ы з ы в а т ь желание музыкальная применять музыкальный деятельность опыт вне музыкальных занятий Праздники и С о з д а в а т ь атмосферу развлечения радости, воспитывать эстетический вкус. «Дружно, весело живем в садике своем» Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Репертуар «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Игра в лошадки» П. И. Чайковского, «Упрямый братишка» Д. Б. Кабалевского, «Верхом на лошадке» А. Гречанинова. «Тихие и громкие звоночки», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского «Ладушки» р.н.п., «Петушок» р.н.п., «Птичка» М.Раухвергера, «Зайка» р.н.п., «Кошка» Ан. Александрова, «Собачка» М.Раухвергера. «Ножками затопали» М. Раухвергера; «Хоровод», р. н. м., обработка М. Раухвергера; «.Упражнение с листочками» Р. Рустамова. «Колобок», р. н. м.; «Танец с листочками» А. Филиппенко. «Мишка» М. Раухвергера, «Дети и волк» М. Красева «Прилетели гули»; «Бабушка»; «Шаловливые пальчики»; «Тики- так» «Кукла танцует и поет» «Осенний праздник» «Теремок» 10 Вызывать желание участвовать в праздничном действии НОЯБРЬ Темы месяца Дикие животные Мои игрушки Форма организации музыкальной деятельности Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений • Развитие голоса Пение Усвоение песенных навыков Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Программные задачи Репертуар Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера. У ч и т ь различать жанры (песня, танец, марш). Н а к а п л и в а т ь багаж музыкальных впечатлений, опыт восприятия музыки. У з н а в а т ь знакомые произведения. Р а з л и ч а т ь высокое и низкое звучание Продолжить формировать навыки пения без напряжения, крика. У ч и т ь правильно передавать мелодию, сохранять интонацию. П е т ь слитно, слушать пение других детей У п р а ж н я т ь детей в различных видах ходьбы, привыкать выполнять движения в парах. В ы п о л н я т ь движения неторопливо, в темпе музыки. У ч и т ь танцевать без суеты, слушать музыку, удерживать пару в течение танца. П р и у ч а т ь мальчиков приглашать девочек и провожать после танца. У ч и т ь быстро реагировать на смену частей музыки сменой движений. Р а з в и в а т ь ловкость, Русские народные колыбельные песни. «Камаринская», р. н. п.; «Колыбельная» В. Моцарта, «Марш» П. И. Чайковского,«Вальс» С. Май-капара. «Чей домик?», муз. Е. Тиличевой, сл. Ю. Островского «Ладушки» р.н.п., «Петушок» р.н.п., «Птичка» М.Раухвергера, «Зайка» р.н.п., «Кошка» Ан. Александрова, «Собачка» М.Раухвергера. «Погуляем» Т. Ломовой, «Ритмичные хлопки» В. Герчик, «Кружение в парах» Т. Вилькорейской; «Элементы парного танца», р. н. м., обработка М. Раухвергера. «Раз, два, хлоп в ладоши» латвийская народная полька «Игра с сосульками», «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто 11 подвижность, пластичность Пальчиковые игры Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры. Активизировать словарь через пальчиковые игры. Самостоятельная О р и е н т и р о в а т ь с я в музыкальная различных свойствах деятельность звука Праздники и Доставлять развлечения эстетическое наслаждение. В о с п и т ы в а т ь культуру поведения, умение вести себя на празднике « Мы платочки стираем»; «Тики-так»; «Шаловливые пальчики»; «Бабушка» «Игра с большой и маленькой кошкой» «Петрушкины артисты» « Мишка – именинник» ДЕКАБРЬ Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Лесные и Слушание домашние музыки обитатели Восприятие музыкальных произведений Лесные птицы Зимушка зима. Новогодн ий праздник. • Развитие голоса Программные задачи Репертуар Закреплять умения слушать инструментальную музыку, понимать ее содержание. Обогащать музыкальные впечатления. У ч и т ь различать на слух песню, танец, марш. У з н а в а т ь знакомые произведения, высказываться о настроении музыки. Р а з л и ч а т ь высоту звука в пределах интервала - чистая кварта. Развивать музыкальный слух «Полька», «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, «Марш» Д. Шостаковича, «Солдатский марш» Р. Шумана. «Угадай песенку», «Эхо» 12 Р а з в и в а т ь навык точного интонирования несложных песен. У ч и т ь начинать пение сразу после вступления, петь дружно, слаженно, без крика. С л ы ш а т ь пение своих товарище МузыкальноУ ч и т ь ритмично ритмические ходить, выполнять движения образные движения. Упражнения В ы п о л н я т ь парные Пляски движения, не Игры сбиваться в «кучу», двигаться по всему пространству. Д в и г а т ь с я в одном направлении. У ч и т ь ребят танцевать в темпе и характере танца. В о д и т ь плавный хоровод, учить танцевать характерные танцы. Развивать ловкость, чувство ритма. У ч и т ь играть с предметами Развивать мелкую Пальчиковые моторику пальцев рук. игры Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова. Самостоятельная П о б у ж д а т ь музыкальная использовать деятельность музыкальную деятельность и в повседневной жизни «Пришла зима» М.Раухвергера, «К деткам ёлочка пришла» А.Филиппенко, «Дед Мороз» А.Филиппенко, «Наша ёлочка» М.Красева, «Кукла»М. Старокодомского, «Заинька» М.Красева, «Елка» Т.Попатенко, «Новогодний хоровод» А. Филиппенко, «»Пирожок» Е.Тиличеевой, «Пирожки» А.Филиппенко, «Спи, мой мишка» Е.Тиличеевой. Праздники и развлечения «Новогодний праздник» «Плюшевый медвежонок» Пение Усвоение песенных навыков В о в л е к а т ь детей в активное участие в празднике Ходьба танцевальным шагом, хороводный шаг. Хлопки, притопы, упражнения с предметами. Хоровод «Елочка», муз. Н. Бахутовой, сл. М. Александровской; «Игра со снежками», «Игра с колокольчиками» Т. Ломовой «Наша бабушка»; «Мы платочки стираем»; «Шаловливые пальчики». «Угадай песенку» ЯНВАРЬ 13 Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Каникулы Слушание музыки Транспорт Восприятие музыкальных произведений • Развитие Зима. голоса Дикие животные. Пение Усвоение песенных навыков Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Программные задачи Закреплять умение слушать инструментальные пьесы. У ч и т ь рассказывать о музыке, передавать свои впечатления в движении, мимике, пантомиме. Воспитывать стойкий интерес к классической и народной музыке. У ч и т ь различать высоту звука в пределах интервала чистая кварта. Развивать внимание Р а з в и в а т ь навык точного интонирования несложных песен. Приучать к слитному пению, без крика. Н а ч и н а т ь пение после вступления. Хорошо пропевать гласные, брать короткое дыхание между фразами. С л у ш а т ь пение взрослых У ч и т ь ритмично двигаться бодрым шагом, легко бегать, выполнять танцевальные движения в паре. У д е р ж и в а т ь пару до конца движений. Д в и г а т ь с я по кругу в одном направлении. Н е сталкиваться с Репертуар «Ходила младешенька», р. н. п.; «Танец» В. Благ, «Мазурка» П. И. Чайковского, «Камаринская» М. Глинки. «Ау», «Подумай и отгадай» «Пришла зима» М.Раухвергера, «К деткам ёлочка пришла» А.Филиппенко, «Дед Мороз» А.Филиппенко, «Наша ёлочка» М.Красева, «Кукла»М. Старокодомского, «Заинька» М.Красева, «Елка» Т.Попатенко, «Новогодний хоровод» А. Филиппенко, «»Пирожок» Е.Тиличеевой, «Пирожки» А.Филиппенко, «Спи, мой мишка» Е.Тиличеевой. «Ходьба танцевальным шагом в паре» Н. Александровой, «Бодрый шаг» В. Герчик, «Легкий бег» Т. Ломовой; «Элементы танца с платочками», р. н. м., Т.Ломовой. «Танец с платочками», р. н. м., обработка Т. Ломовой; «Трубы и барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского 14 другими парами. У ч и т ь танцевать в темпе и характере танца. В о д и т ь плавный хоровод, не сужая круг. Выполнять слаженно парные движения. Развивать ловкость, внимание. У ч и т ь реагировать на смену частей музыки сменой движени Развивать мелкую Пальчиковые моторику. Выполнять игры ритмично и инонационально выразительно. Самостоятельная П о б у ж д а т ь использовать музыкальная музыкальную деятельность деятельность и в повседневной жизни Праздники и В о в л е к а т ь детей в развлечения активное участие в празднике «Кот мурлыка»; «Мы платочки стираем»; «Сорока»; «Шаловливые пальчики» «Игра с большой и маленькой кошкой» « Путешествие в сказочную страну» ФЕВРАЛЬ Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Семья. Я Слушание музыки и папа Восприятие музыкальных Наши произведений добрые Программные задачи Репертуар Обогащать музыкальные впечатления детей. С помощью восприятия музыки способствовать «Менуэт» В. Моцарта, «Ежик» Д. Б. Кабалевского, «Лягушка» В. Ребикова, «Сорока» А. Лядова. «Гармошка и балалайка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. 15 дела • Развитие голоса Пение Усвоение песенных навыков Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры общему эмоциональному развитию детей. Воспитывать доброту, умение сочувствовать другому человеку. Учить высказываться о характере музыки. Развивать тембровый и звуковой слух Р а з в и в а т ь навык точного интонирования. У ч и т ь петь дружно, без крика. Начинать петь после вступления. У з н а в а т ь знакомые песни по начальным звукам. П р о п е в а т ь гласные, брать короткое дыхание. Петь эмоционально У ч и т ь ритмично ходить, выполнять образные движения, подражать в движениях повадкам персонажей. Д е р ж а т ь пару, не терять ее до конца движения. У ч и т ь танцевать в темпе и характере танца. Слаженно в ы п о л н я т ь парные движения. Подражать повадкам мотыльков, птиц, цветов. Развивать ловкость, внимание, чувство ритма. Воспитывать коммуникативные навыки «Пришла зима» М.Раухвергера, «К деткам ёлочка пришла» А.Филиппенко, «Дед Мороз» А.Филиппенко, «Наша ёлочка» М.Красева, «Кукла»М. Старокодомского, «Заинька» М.Красева, «Елка» Т.Попатенко, «Новогодний хоровод» А. Филиппенко, «»Пирожок» Е.Тиличеевой, «Пирожки» А.Филиппенко, «Спи, мой мишка» Е.Тличеевой. «Ходьба танцевальным шагом в паре» Александровой, «Легкий бег» Т. Ломовой. «Птички» А. Серова, «Мотыльки» Р. Рустамова. Упражнения с цветами. «Танец с платочками», р. н. м., обработка Т. Ломовой; «Танец с цветами» М. Раухвергера, «Танец мотыльков» Т. Ломовой, «Танец цветов» Д. Кабалевского.«Игра с матрешками», р. н. м., Р. Рустамова 16 Развивать звуковысотный слух. Формировать понятие звуковысотности. Самостоятельная П о б у ж д а т ь детей музыкальная использовать деятельность знакомые песни в играх Праздники и В о в л е к а т ь детей в развлечения активное участие в праздниках Пальчиковые игры «Семья»; « Сорока» «Мы - солдаты», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова Праздник пап МАРТ Темы месяца Весна. 8 марта. Здоровье. Форма организации музыкальной деятельности Программные задачи Репертуар Показать иллюстрацию, прочитать стихотворение, прослушать песню, рассказать о чем поется. Определить характер, жанр (марш, танец, песня). «Зима проходит» Чайковского, «Зима прошла» Метлова, «Праздник» Раухвергера. «Манная каша», Е.Макшанцева • Развитие голоса Учить детей правильно вдыхать и выдыхать воздух. Упражнение «Паровоз». Пение Усвоение песенных навыков накомить с песней, петь мелодию на слог «ля». Узнать песню по вступлению, начинать и заканчивать одновременно. Узнать песню по отрывку мелодии, петь спокойно, заканчивая одновременно. Петь соло, подгруппой. Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Семья. Я и мама. « Паровоз» А.Филиппенко, «Утро» Г.Гриневича, «Кап-кап» Ф. Филькенштейн, «Бобик» Т.Попатенко, «Баю-баю» М.Красева, «Корова» М.Раухвергера, «корова» Т.Попатенко, «Машина» Ю.Слонова, «Конёк» И.Кишко, «Курочка с цыплятами» М.Красева. 17 Музыкальноритмические движения Упражнения Ходить под музыку бодро, размахивая руками. Различать 2-х частную форму. Ходить спокойно в любом направлении, 2ч. - играть на дудочке. «Солдатский марш», Р.Шуман, «Дудочка», Т.Ломовой Спортивный марш. Чешская нар. мел. Пляски Различать в движении характер и динамические оттенки: легко бегать, мягкие движения руки с платком. Совершенствовать бег врассыпную, следить за осанкой, мягким движением рук. Познакомить с хороводом, двигаться по показу воспитателя. Развивать творчество детей, изображать Ваню с лошадкой. Выбрать Ваню. Развивать память, ритмичность, воображение. Закрепить понятие о звуковысотности. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания. Совершенствовать музыкальный слух в игровой деятельности Воспитывать интерес к сказкам. Совершенствовать ритмический слух «Пляска с платочками», р.н.м. «Пляска с шарами» р.н.м. Полянка. Игры Пальчиковые игры Самостоятельна я музыкальная деятельность Праздники и развлечения Хоровод «Кто у нас хороший», р.н.п. «Две тетери»; «мы платочки стираем» «Шаловливые пальчики»; «Бабушка» «Ну-ка, угадай-ка» Е.Тиличеевой «В гости бабушка пришла» « Мыльная сказка» 18 АПРЕЛЬ Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности «Шуточка», В.Селиванов • Развитие голоса Пение Усвоение песенных навыков Узнавать песню по вступлению, проявляя творчество, подпевать. Музыкальноритмические движения Упражнения Учить ходить врассыпную по залу с высоким подъемом ноги, с окончанием музыки остановиться. Ориентироваться в пространстве, бегать покачивать руками. Ходить под музыку парами, «наездник» и «лошадка», менять направление в зависимости от смены частей. Бегать легко с мячом, кружиться на носочках. Изменять движение в соответствии с изменением частей музыки, бег, кружение, покачивание рук. Самостоятельно придумывать и выполнять движения под музыку. Изменять « Паровоз» А.Филиппенко, «Утро» Г.Гриневича, «Кап-кап» Ф. Филькенштейн, «Бобик» Т.Попатенко, «Баю-баю» М.Красева, «Корова» М.Раухвергера, «корова» Т.Попатенко, «Машина» Ю.Слонова, «Конёк» И.Кишко, «Курочка с цыплятами» М.Красева. «Лошадки» Л.Банниковой, Хорватская нар. мелодия, обр. В.Герчик «Жучки», Венгерская нар.мелод. обр. Л.Вышкарева, Слушание музыки Восприятие музыкальных Город и произведений пожарная безопасно сть. Монитор инг Репертуар Прочитать стихотворение Л.Фрухтмана. Определить характер пьесы. Выразить музыкальное впечатление, придумать свой рассказ Протягивать долгие звуки. Весна. Домашни е птицы. Игрушки. Программные задачи Пляски «Летчик», попевка Е.Тиличеевой «Пляска в хороводе», р.н.м. «Калинка» Помирились», муз. Т.Вилькорейской 19 движения под музыку: ходить по кругу, приглашать друга танцевать, придумывая движения. Познакомить с игрой. Игры Выполнять образные движения гусей: высоко поднимать колени, плавные махи руками. Пальчиковые Развивать чувство игры ритма, интонационный и тембровый слух, мелкую моторику. Совершенствовать моторику пальцев рук. Самостоятельная У ч и т ь самостоятельно музыкальная подбирать к любимым деятельность песням музыкальные инструменты и игрушки Праздники и Доставлять развлечения эстетическое наслаждение. Игра «Белые гуси», М.Красева «Дождик на дорожке», Е.Антипиной «Коза»; «Семья»; «Тики – так»; «Две тетери» Песня по выбору «В гостях у кота Леопольда» «Юморина» МАЙ Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Слушание музыки Насекомы Восприятие музыкальных е Цветы. произведений • Развитие голоса Пение Усвоение песенных навыков Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Программные задачи Репертуар Самостоятельно определить жанр. Определить характер., отобразить в движении. Узнать песню по вступлению. Начинать и заканчивать пение одновременно. Петь хором, соло, цепочкой. Петь спокойно. Проявить творческую фантазию, выполнять движения под неизвестную музыку. Учить двигаться «Маленькая полька» Д. Кабалевский «Ах, вы, сени», р.н.п. «Зайчик» М. Старокадомский, «Хохлатка» М.Красева «Марш» ,«Погуляем» Л.Макшанцева «Пляска с платочками», р.н.п. «Утушка 20 непринужденно, Учить водить Игры хоровод, выполнять движения в соответствии с характером музыки и словами. Вызвать эмоциональный отклик на веселую песню, желание играть. Пальчиковые Работать над игры выразительностью речи. Развивать интонационную выразительность Самостоятельная У ч и т ь подбирать музыкальная для любимых песен деятельность игрушки для оркестровки Праздники и развлечения Воспитывать любовь к сказкам, вызывать желание их инсценировать луговая» «Полянка» Хоровод «Мы на луг ходили» А.Филиппенко Игра «Черная курица». Чешская нар. мел. «Овечки»; «Коза»; «Сорока»; «Кот мурлыка» Знакомые песни «Праздник цветных мелков» 2.3. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы в младшей группе с 3 до 4 лет № Виды и форма музыкальных занятий Особенности организации Формы 1. Совместно-партнерская деятельность 1.1 Утренняя музыкальная гимнастика 1.2 Праздники, досуги и развлечения 1.3 Театрализованная деятельность, музыкальные игры, дидактические. 1.4 Совместная дополнительная Ежедневно в музыкальном зале. Совместные с детьми, с привлечением родителей и подготовки к ним. Выступление детей с декорациями, в костюмах, с атрибутами, изготовленными совместно с взрослыми. Поющие, чисто интонирующие дети, с - групповые - групповые -подгрупповые - индивидуальные -индивидуальные - групповые -подгрупповые 21 образовательная эмоциональным откликом -индивидуальные деятельность на песню. 2.Непрерывная образовательная деятельность в режиме дня НОД по музыкальному 2 раза в неделю в музыкально – ритмические 2.1 развитию музыкальном зале движения; - пальчиковая гимнастика; -слушание музыки; -пение; -музицирование с ДМИ; -танцы; -игры. 3. Музыкальные мероприятия - групповые 3.1 Праздники 1 раз в два месяца 3.2 Досуги и развлечения 1 раз в неделю -групповые Организация видов музыкальной деятельности Виды музыкальной деятельности Музыкально – ритмические упражнения: -упражнения -танцы -игры Слушание музыки Время проведения в режиме дня Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей Особенности методики проведения Рекомендуется для всех детей. Могут включать в себя элементы гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. На 2-3 минуты в зависимости от вида деятельности Пение: На занятиях 1-2 - певческие навыки минуты, на досугах - упражнения для слуха и и праздниках 5-6 голоса минут Чувство ритма, На занятиях 1-2 музицирование. минуты. Рекомендуется для всех детей. Слушаниекак беседа, как инсценировка, танцевальное творчество Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Дыхательная гимнастика Обеспечить проветривание помещения. Проводится в режимном моменте музыкально – ритмических движений. В различных формах на музыкальных занятиях. Технологии музыкального В различных воздействия (фонограммы) формах музыкальной деятельности. Рекомендуется использовать наглядный материал, с предварительным показом. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования в младшей группе 22 Объект педагогической диагностики (мониторинга) Индивидуальные достижения детей в контексте образовательной области "Художественноэстетическое развитие". Формы и методы педагогической диагностики -наблюдение -совместная образовательная деятельность (пение, танец, музыкальноритмические движения) Периодичность проведения педагогической диагностики Длительность проведения педагогической диагностики Сроки проведения педагогической диагностики 2 раза в год 2 недели сентябрь май 2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников 3-4 лет месяц Формы работы IX-2021 г. Консультация, Посещение занятий, развлечение для детей и родителей «День знаний» «Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка» (папка-передвижка) Помочь родителям осознать важность применения музыки в игровой деятельности ребёнка. Дополнительная информация Посещение родительского собрания «Знакомство с планом работы по музыкальнохудожественной деятельности детей образовательной области «Музыка». Анкетирование: «Какая практическая помощь по вопросам музыкального развития ребенка Вам необходима?» X-2021 г. Информационно-консультативная деятельность Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитании Форум на сайте ГБДОУ Рекомендации: «Музыкальные игрушки детям» Оформление группового стенда: «Пойте детям перед сном» На доску для родителей: «Песни, стихи об осени» Семейный конкурс по изготовлению костюмов к празднику «Осень» Беседа с родителями: «Культура поведения родителей и детей на празднике». «Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты (консультация) Xl-2021 г. Информационно-консультативная деятельность Фотовыставка «Поем и пляшем на празднике нашем» Поддержание заинтересованности, «Осенний праздник» инициативности родителей в вопросах 23 Практикум: «Обучение детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах» Оформление группового стенда: «День рождения ребенка в семье» По запросу родителей: Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания детей. Оформление группового стенда Xll-2021 г. I-2022г. Il-2022 г. III-2022 г. музыкального воспитания в семье. Практический материал: песни, шутки, сценки ко «Дню рождения ребенка» «Тексты песен, стихотворения, инсценировки зимнего и новогоднего репертуара. Привлечение Индивидуальные родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, Консультации. элементов декораций к новогоднему празднику. «История песни «Ёлочка» (познавательная Интернет. Сайт ГБДОУ информация) «Новогодний карнавал» Культурно-досуговая деятельность (памятка о безопасном посещении новогодних утренников) Приобщать семью к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержать заинтересованность, инициативность родителей к жизни детского сада. Развлечения в ГБДОУ (включении родителей в праздники и подготовку к ним);игровые семейные конкурсы, викторины. Творческие поделки к «Новогодней выставке». Организация записи новогоднего праздника на видео. Совместное украшение музыкального зала, покупка подарков. Информационно-консультативная Организация фотовыставки «Поем и пляшем на деятельность празднике нашем» Фотоматериалы по новогоднему празднику. Индивидуальные беседы. «Способности вашего ребенка. Как их развить». Заинтересовать, увлечь родителей творческим процессом развития гармоничного становления личности ребёнка, его духовной и Консультация «Народные праздники, эмоциональной восприимчивости. гуляния» Консультация «Фольклор повседневной жизни ребенка» в Познакомить родителей с музыкальными играми на развитие внимания, памяти, мышления. Оказать помощь в создании «Музыкальные игры на развитие картотеки с любимыми играми детей. внимания, памяти, На стенд для родителей «разучим с детьми игры мышления»(семинар-практикум) и хороводы к празднику «Масленица». Подготовка к празднику «8 Марта» Репетиции с Индивидуальные консультации мамами, разучивание сольных номеров, совместных игр, песен, танцев. Информационно-консультативная Рекомендации деятельность. по подбору музыкальных произведений для прослушивания дома танцевальной музыки, 24 Культурно-досуговая деятельность. произведений слушанию музыки с детьми». Подборка на стенд для родителей стихотворений, текста песен на тему «Моя семья». Привлечение родителей к подготовке атрибутов, изготовление костюмов к семейному досугу. Участие родителей в празднике «8 марта»: сольные номера, участие в играх. Включение родителей в праздники и подготовку к ним, игровые семейные конкурсы, викторины. Творческие поделки к «Масленице». IV-2022 г. Индивидуальные консультации по Подборка на стенд для родителей стихов, текста вопросам музыкального воспитания песен, игр, хороводов на весеннюю тематику. детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, элементов декораций к весеннему празднику. Участие родителей в проведении «Дня открытых дверей» Посещение родителями музыкальных занятий, занятий в студиях, кружках). Культурно-досуговая деятельность Участие родителей в празднике «Весна-красна: участие в играх, танцах, хороводах. Анкетирование родителей по Памятка для родителей «Раннее выявление V-2022г. результатам музыкального музыкальных способностей детей». воспитания детей. Ознакомление родителей с результатами Консультация «Музыкальное диагностики. воспитание детей с нарушениями речи» деятельность (концерты VI-2022 г. «Речевые игры с музыкальными Театрализованная инструментами» (консультация) родителей для детей, совместные выступления детей и родителей; совместные театрализованные представления, шумовой оркестр), коллективные творческие работы. 2.5. Планирование взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО Месяц сентябрь октябрь Содержание 1. Консультация с воспитателями «Задачи работы по разделу "Музыкальное воспитание в разновозрастной интегративной группе" 2. Особенности работы воспитателя в данной возрастной группе (консультация для воспитателей) 3. Знакомство воспитателей с муз. репертуаром 1. Организация уголков музыкальной деятельности на группе (консультация для' воспитателей) 2. Ознакомление -утверждение сценария осеннего праздника с воспитателями и специалистами 3. Знакомство воспитателей с музыкальным репертуаром. 4. Оформление зала к осеннему празднику 25 ноябрь 1. Работа с педагогами, участвующими в сценарии (театрализации) осеннего праздника 2. Знакомство с музыкальным репертуаром 3. Обсуждение и анализ прошедшего осеннего праздника 4. Музыкально-дидактические игры -консультация для воспитателей декабрь 1. Ознакомление -утверждение сценария Новогоднего праздника с воспитателями и специалистами 2. Работа с педагогами, участвующими в сценарии( театрализации) Новогоднего праздника, 3. Знакомство с муз. репертуаром 4. Оформление зала к Новогоднему празднику 1. Консультация « Ваш ребенок любит петь?» 2. Консультация « Как слушать музыку с ребенком?» 3. Открытый вечер досуга, посвященный Дню защитника Отечества. Январь Февраль Март 1. Подготовка с педагогами к проведению вечера развлечений «Масленица» 2. Ознакомление и утверждение сценария праздника 8 Марта со специалистами и воспитателями 3. Работа с педагогами, участвующими в сценарии праздника 8 Марта 1. Консультация на тему «Музыка и здоровье». 2. Проведение детских праздников 8Марта. 3. Индивидуальные консультации по вопросам поступления в музыкальные школы. 4. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального развития детей. Апрель 1. Консультация для воспитателей "Фольклор для детей» Май 1.Коррекционная работа по вопросам диагностики 2.Знакомство с музыкальным материалом Июнь 1.Знакомство с музыкальным репертуаром на летний период. 2.Обсуждение летних праздников. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 2.6. Выбор и реализация парциальных программ и форм организации работы с детьми Парциальные программы и технологии Технология Этнокалендарь СанктПетербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга «Толерантность». Цель Формировать представления о единстве народов в разнообразии культурных традиций народов различных этнических культур. Задачи Образователь ная область Воспитание патриота и гражданина своей страны, представителя своего народа и носителя этнических, фольклорных традиций. Познавательно е развитие 26 «Этнокалендарь СанктПетербурга» для детских дошкольных учреждений Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнов, Е.С. Железнова (серия 30 компактдисков с методическими указаниями) Программа «Музыка с мамой» способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели видится нам через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком. Программа «Музыка с Художественно -эстетическое мамой» развитие 1.Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами. 2.Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье. 3.Разрабатывать аудиопособия, методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия, книги для детей для воспитателей и педагогов ДОУ с учётом возможности домашней работы по этим материалам. 4.Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться воспитателями (в группе) и родителями (дома). 5.Формировать готовность к дальнейшему обучению 6.Формировать музыкальные 27 способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка. Методические материалы и средства обучения и воспитания к части программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Технология Этнокалендарь СанктПетербурга», входящий в перечень основных мероприятий Программы Правительства СанктПетербурга «Толерантность». Методические материалы Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2014» для воспитателей детских дошкольных учреждений. Средства обучения Возраст детей В комплект входит книга-буклет, набор настенных плакатов, сборник методических пособий для педагогов по работе с плакатами, медиаприложение на диске с информацией, интерактивной картой и викторинами. Виды комплектов материалов «Этнокалендарь СанктПетербурга» для дошкольных учреждений. Младший возраст (3-4 года) Состав комплекта информационносправочных материалов «Этнокалендарь СанктПетербурга»: 1. Буклет-книга «Этнокалендарь СанктПетербурга». 2. Комплект плакатов для разных возрастных категорий. 3. Методические рекомендации для педагогов всех ступеней образования. 4. Плакат с государственной символикой России и 28 Санкт-Петербурга. 5. Медиаприложение «Поликультурный Санкт-Петербург» на диске и в Интернете (http://www.ethnospb.ru). Буклет, плакаты и медиаприложение – это наглядный информационный материал. Дополняющие их методические рекомендации для педагогов предлагают огромный выбор форм и методов проведения уроков и занятий с «Этнокалендарем». Печатная версия «Этнокалендаря» с 2010 года дополнена медиаприложением на диске под названием «Поликультурный Санкт-Петербург». Программа раннего -(серия 30 компакт- Магнитофон, диск развития «Музыка с дисков с мамой» С.С. Железнов, методическими Е.С. Железнова указаниями) 2-7 лет Материально-техническое оснащение части программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Вид помещения Функциональное использование «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» для детских дошкольных учреждений Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнов, Е.С. Железнова (серия 30 компактдисков с методическими указаниями) Групповая комната Музыкальный зал Групповая комната Развивающая предметнопространственная среда «Центр познавательного развития» «Центр музыкального развития» Оснащение Библиотека методической литературы Тематический экран (фланелеграф) Иллюстрации, наглядные пособия по заданной теме Художественная литература 29 2.7. Сложившиеся традиции группы Под традициями обычно понимают систему повторяющихся символических мероприятий. Термин «традиции в образовательной системе» рассматривается как совокупность педагогических средств и понятий, применяемых в практике обучения, воспитания, образования, педагогические ценности, а также обычаи, обряды, ритуалы и церемонии. Посредством традиций осуществляется передача устойчивых знаний, умений и навыков и компетенций, элементов социального опыта от поколения к поколению, от одной социальной группы к другой, от группы к индивиду. Освоение ребёнком культурного наследия, социальных ролей, правил, моральноэтических норм, формирования навыка быть готовым к поиску решений в неопределенных условиях эффективнее происходит во взаимодействии взрослых и детей при подготовке и во время проведения традиционных мероприятий. Примерный перечень событий, праздников и мероприятий Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель Май Название праздника День знаний. Гала-концерт «С Днем дошкольного работника». Осенины. «Здравствуй, осень золотая». Музыкальный досуг «Мама-солнышко мое». «Новогоднее приключение»-праздник с привлечением родителей. «Лучший папа» досугразвлечение. «Сказка за сказкой»-театрализованная деятельность.(театр кукол). Весенние праздники. День смеха. День космонавтики. «Международный день семьи»-досуг Возрастная группа Все возрастные группы Категория участников Дети, педагоги Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные группы Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Все возрастные группы Дети, педагоги, родители Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные группы Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги 30 III.Организационный раздел рабочей программы Обязательная часть рабочей программы 3.1. Описание материально- технического обеспечения рабочей программы (младшая группа) Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) Восприятие Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала Содержание - Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. Музыкальный центр. Альбомы с иллюстрациями по основной программе; - атрибуты к настольным музыкально-дидактическим играм; - атрибуты для импровизации (элементы костюмов); - музыкальные уголки. Портреты русских и зарубежных композиторов Наглядно – иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года). Музыкально-дидактические игры. 1. «Птица и птенчики» Пение: музыкально-слуховые 2. «Мишка и мышка» представления 3. «Чудесный мешочек» 4. «Курица и цыплята» 5. «Петушок большой и маленький» 6. «Угадай-ка» 7. «Кто как идет?» 8.«Колпачки» Ладовое чувство 1.«Солнышко и тучка» 2. «Грустно-весело» Чувство ритма 31 1.«Прогулка» Музыкально-ритмические движения 2. «Что делают дети» 3. «Зайцы» Разноцветные шарфы , разноцветны платочки. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, Игра на музыкальных инструментах кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. Косынки (желтые, красные). Музыкальные инструменты: бубны, барабаны, деревянные ложки, трещотки, треугольники, колокольчики, маракасы, металлофоны. 3.2. Обеспечение рабочей программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания Образовательная область «Художественноэстетическое развитие» Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.) 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Вераксы, Н.Е., Комарова, Т.С.,Васильева, М.А . М.: Мозаика- 2014. 2.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: МозаикаСинтез, 2005-2010 3.Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание). 4.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества Спб., 2000. 5.«Наш весёлый оркестр» И.Каплунова. Методическое пособие с аудио и видео приложениями для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки. Библиотека программы «Ладушки». 2013 г. 6.« Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворова. Учебное пособие с описанием танцев и упражнение с CD и DVD записями. 7.« Музыкальный руководитель» Методический журнал для музыкального руководителя. Издатель ООО « Издательский дом». 8.«Топ – хлоп, малыши».Т.Н.Сауко, А.И. Буренина. Программа по муз.ритмическому воспитанию детей 2-3 лет и методическое сопровождение к ней. 9.« Праздник каждый день» Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложениями (2СD). ООО «Издательство- полиграфический комплекс» «КАРО» 2007 год. 10.Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева 11.Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Тутти» А.И. Буренина, Т.Э.Тютюнникова 32 Педагогическая диагностика 12.«Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова, Н.М.Фоломеева «Педагогической мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей»/ Ю.А. Афонькина.- Волгогорад: учитель, 2015. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 3.3. Распорядок пребывания воспитанников в ДОО (режим дня) РЕЖИМ ДНЯ младшая группа (3-4 года) на холодный период № Режимные моменты 1. 14. Утренний прием, осмотр детей, индивидуальное общение, игры. Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Предметная, самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности Организованная образовательная деятельность Совместная игровая деятельность, подготовка ко второму завтраку 2-й завтрак Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, общение, спокойные игры Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, сон Постепенный подъем, гигиенические и закаливающие процедуры после сна Подготовка к полднику, полдник Игры, досуги, общение и деятельность по интересам Подготовка к прогулке, прогулка 15. Игры, уход детей домой 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Младшая группа (с 3 до 4) 07.00 – 08.10 08.10 - 08.20 08.50 – 09.00 08.50 – 09.00 09.00 – 09.15 09.25 - 09.40 09.40 - 09.50 09.50 – 10.00 10.00– 11.50 11.50 – 12.10 12.10 – 12.30 12.30 – 15.00 15.00 – 15.30 15.30 – 15.50 15.50 – 16.30 16.30 – 18.00 18.00 – 19.00 33 Организация двигательного режима воспитанников Младшая группа (3-4 года) Формы организации Младшая группа (3-4 года) 6 мин. Утренняя гимнастика Физкультминутка во время НОД статического характера Физическая культура (3 занятия) 3 мин. 3 по 15 мин. Музыка 2 по 15 мин. Прогулка: - подвижные игры, упражнения - самостоятельная двигательная активность Бодрящая гимнастика после дневного сна Самостоятельная двигательная активность в группе Индивидуальная работа по развитию движений Физкультурные досуги 15 мин. 10 мин. 6 мин. 15 мин. ежедневно по 10 минут Физкультурные праздники Дни здоровья Неделя здоровья Всего в день Всего в неделю 15 мин. 1раз в месяц до 25 мин. 1-2 раза в год 2 раза в год 1 раз в год 1 час 10 мин 5 часов 50 минут Структура реализации образовательной деятельности Младшая группа (3-4 года) Совместная деятельность педагога с детьми -Формы НОД (-Праздники -Развлечения -Тематические праздники (День матери, Осенины, Новый год, Праздник 8 Марта, День защиты детей (1 Самостоятельная деятельность детей Виды деятельности, Индивидуальный маршрут технологии развития ребенка Создание условий для музыкальной деятельности. Оказание недирективной помощи воспитанникам в музыкальной деятельности. Игровая (подвижные игры, игры с правилами); коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогом и сверстниками); двигательная Педагогические технологии на основе личностноориентированного подхода: - коллективное обучение; - технология индивидуального обучения (индивидуальная работа) 34 июня). (овладение основными движениями) Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия по музыкальному развитию) (в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) с изменениями и дополнениями от 27.08.2015г. Группы Младшая Продолжительность одного занятия по музыкальному развитию 15 минут Количество образовательных занятий по музыкальному развитию в неделю 2 Учебный план ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга на учебный год в соответствии с ФГОС ДО Базовый вид деятельности ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА + БАССЕЙН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ Организованная образовательная деятельность Периодичность Средняя Старшая Вторая Младшая группа группа группа группа раннего возраста 3 раза в 3 раза в 3 раза в 3 раза в неделю неделю неделю неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 3 раза в неделю 4 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю - 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю ИТОГО В НЕДЕЛЮ 10 10 13 10 занятий в занятий в занятий в занятий в неделю неделю неделю неделю КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В ГОД Вторая Старшая Младшая Средняя группа группа группа группа раннего возраста 108 108 108 108 ФИЗИЧЕСКАЯ 3 раза в неделю 1 раз в неделю МУЗЫКА Базовый вид деятельности (по программе) Подготовительная группа 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 14 занятий в неделю Подготовительная группа 108 35 КУЛЬТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ МУЗЫКА 36 72 72 108 144 72 36 36 72 36 36 18 18 72 36 36 18 18 72 72 72 18 18 72 72 72 18 18 72 ИТОГО В ГОД 360 360 360 468 504 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утр.гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Закаливающие ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно процедуры Гигиенические ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно процедуры Ситуативные беседы ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно при проведении режимных моментов Чтение художественной ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно литературы Дежурства ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Игра ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно деятельность детей в центрах (уголках) развития. ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Образовательная деятельность Образовательного учреждения учитывает местонахождение ГБДОУ в пространстве Санкт-Петербурга, использует его историческую и культурную ценность для образовательных целей. Рабочая программа строится на принципе культуросообразности. Содержание рабочей программы включает в себя вопросы истории и культуры Санкт-Петербурга и СевероЗападного региона в контексте мировой истории и культуры, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца в соответствии с возрастом детей (3-4 года). Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций в семьях воспитанников учреждения. В Образовательном учреждении организована работа по проекту «Этнокалендарь СПб», входящему в перечень основных мероприятий Программы Правительства СПБ «Толерантность». 36 План традиционных мероприятий «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» (на год) № п/п 1. Мероприятия Тематические занятия с детьми, посвященные дню знаний Срок Ответственный сентябрь воспитатели, музыкальный руководитель воспитатели, музыкальный руководитель воспитатели, музыкальный руководитель воспитатели 2. Проведение сезонных праздников (Осенины, День Матери) октябрь ноябрь 3. Организация и проведение праздников. отмеченных в этнокалендаре (Новый год, Международный женский день 8 Марта) Тематическое занятие, посвященное Дню воспитателя, Дню учителя Приобщение детей к национальным традициям (празднование Масленицы) декабрь март 4. 5. согласно плану согласно плану к дню рождения города воспитатели (Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь СанктПетербурга, 2014» для воспитателей детских дошкольных учреждений). 3.5. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО Образовательная область Художественноэстетическое развитие (музыкальное развитие Обогащение(пополнение) развивающей предметно-пространственной среды Содержание Оформление центральной стены к открытому занятию: цирковой шатёр из ткани с флажками из бумаги, воздушные шары, клоуны, улыбки из бумаги. Оформление центральной стены, зала к осенним праздникам: осенняя природа, перелётные птицы, растяжка из осенних листьев, изображение девушки- осени и животных с осенними плодами. Установка декораций на переднем плане зала: домик, забор с подсолнухами. Оформление зала к досугу Дню Матери, ко Дню здоровья: бумажные цветы. Оформление центральной стены, зала к новогоднему празднику: снежинки, растяжка с Новым годом, иллюстрированная снегурочка и установка новогодней украшенной ёлки. Создание условий для реализации проекта: «Любимые детские песни. Композиторы детям». Портреты композиторов, детские мягкие игрушки по сюжету детских песен из мультфильмов (кот Леопольд и мыши, пчёлка, кошечка и другие). Оформление центральной стены, зала к досугу 23 февраля: георгиевская ленточка, название праздника, детские рисунки. Оформление к празднику 8 Марта: искусственные цветы, птицы, солнышко. Оформление центральной стены, зала к досугу День смеха: улыбки, детские рожицы, название праздника, воздушные шары. 37 Оформление центральной стены, зала к 9 мая: символика государства, название праздника, «мемориал» из ткани с гвоздиками. 38