1 Содержание I. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. II. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Обязательная часть программы Цели и задачи реализации рабочей программы Принципы и подходы к формированию рабочей программы Характеристики особенностей развития детей группы раннего возраста с 2 до 3 лет Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Планируемые результаты освоения рабочей программы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть программы Содержание образовательной работы с детьми группы раннего возраста 2-3лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми группы раннего возраста 2-3 лет по образовательной области «Художественноэстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников 2-3 лет 3 3 3 4 5 6 7 9 19 21 2.5. Планирование взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 23 2.6. 2.7. III. Выбор и реализация парциальных программ и форм организации работы с детьми Сложившиеся традиции группы 24 26 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть программы Описание материально- технического обеспечения рабочей программы (группа раннего возраста) Обеспечение рабочей программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Распорядок пребывания воспитанников в ДОО (режим дня) Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО 27 29 30 33 34 2 I. Целевой раздел рабочей программы 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа музыкального руководителя для детей группы раннего возраста с 2 до 3 лет ГБДОУ детский сад № 77 Приморского района Санкт-Петербурга разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с изменениями и дополнениями от 28.08.2015 г.; -Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15). Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей группы раннего возраста с 2 до 3 лет. Обязательная часть программы 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы Цели и задачи реализации рабочей программы: -реализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; -создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; -создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; -создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Цель музыкально-художественной деятельности Цель музыкально-художественной деятельности: -обеспечивать развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей; -обеспечивать развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, 3 фольклора; стимулирование сопереживания персонажам реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. музыкальных произведений; Задачи реализации рабочей программы Задачи реализации программы: -охрана и укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоционального благополучия; - создание благоприятных условий развития детей с 2 до 3 лет в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; -повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Задачи музыкально-художественной деятельности: -воспитание слушательской культуры, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки; -развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки. Развитие музыкального слуха − интонационного, мелодическогo, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты; -развитие координации слуха и голоса, приобретение певческих навыков. Освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах; -освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях. Стимулирование желания самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. 1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Рабочая программа: -соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; -соответствует культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития детей дошкольного возраста; -сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; -обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательнообразовательного процесса, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; -строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра); -основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования; -предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках 4 непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного; учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; - направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности; -строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. 1.1.3. Характеристика особенностей развития детей с 2 до 3 лет Вторая группа раннего возраста У детей 2-3 лет развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) Для разработки рабочей программы для детей второй группы раннего возраста c 2 до 3 лет использовались следующие нормативные документы и программы: -Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) с изменениями и дополнениями от 27.08.2015г. - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15); - Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ ЦРР детский сад № 66 Приморского района Санкт-Петербурга; - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (М, 2014) Срок реализации рабочей программы: 2021-2022 учебный год (сентябрь 2021 – август 2022года) 5 1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы (планируемые результаты обязательной части рабочей программы) Реализация образовательных целей и задач рабочей программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие» (музыкальная деятельность); «Физическое развитие» Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы «Художественно-эстетического развития» Группа раннего возраста - слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни; - различать звуки по высоте (октава); - замечать динамические изменения (громко-тихо); - петь не отставая друг от друга; - выполнять танцевальные движения в парах; - двигаться под музыку с предметом. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии: - Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнова, Е.С. Железновой (серия 30 компакт-дисков с методическими указаниями); Планируемые результаты части Программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы Планируемые результаты и технологии Программа раннего развития Приобщение ребенка к музыкальной культуре. 6 «Музыка с мамой» С.С. Приобщается Железнов, Е.С. Железнова деятельности. (серия 30 компакт-дисков с методическими указаниями) ребенка к театрализованной II.Содержательный раздел рабочей программы Обязательная часть рабочей программы 2.1. Содержание образовательной работы с детьми 2-3лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Содержание рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) и интегрирует со всеми образовательными областями: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цели и задачи реализации направления «Музыка» Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей. Раздел «Слушание» ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса. развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Раздел «Пение» формирование у детей певческих умений и навыков обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Раздел «Музыкально-ритмические движения» развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения развитие художественно-творческих способностей. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка, становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. 7 знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них. развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах развивать способность творческого воображения при восприятии музыки способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах Рабочая программа, предполагает, проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. 2.2. Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 2-3 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) СЕНТЯБРЬ Темы месяца Семья. Осень. Форма организации музыкальной деятельности Программные задачи Учить: - слушать веселую и грустную музыку, плясовую, колыбельную песню; - различать тихое и громкое звучание, высокие и низкие звуки Способствовать Пение приобщению к пению, Усвоение песенных навыков подпеванию Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Репертуар «Ах вы, сени» (русская народная песня в обр. В. Агафонникова), «Колыбельная» (муз. С. Разоренова), «Дождик» (русская народная песня в обр. Т. Попатенко), «Осенняя песенка» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель) «Дождик» (русская народная мелодия в обр. В. Фере), «Спи, мой мишка» (муз. Е. 8 Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Праздники и развлечения Темы месяца Я в мире человек. Мой дом Форма организации музыкальной деятельности повторяющихся фраз. Учить узнавать знакомые песни, понимать их содержание Учить: - бодро ходить стайкой, легко бегать, мягко приседать, - активно топать ножками в такт музыки разного характера; - выполнять движения танца по показу взрослых, начинать и заканчивать движения с музыкой; - различать двухчастную музыку. Развивать двигательную активность. Побуждать к активному участию в развлечениях ОКТЯБРЬ Программные задачи Учить: Слушание музыки - слушать и различать разные мелодии Восприятие (колыбельную, музыкальных марш, плясовую); произведений - различать тихое и громкое звучание; - узнавать в музыке звуки дождя; - ритмично стучать пальчиком Вызывать Пение эмоциональную Усвоение песенных навыков отзывчивость на песни разного характера. Побуждать подпевать окончания фраз. Учить слушать и узнавать знакомые песни Учить: Музыкально- навыкам ходьбы, ритмические легкого бега; движения - подражать движениям Упражнения мишки, зайчика, Пляски взрослых; Тиличеевой, сл. Ю. Островского), «Веселая песенка» (муз. А. Филиппенко) «Марш» (муз. Е. Тиличеевой), «Пружинка» (русская народная мелодия), «Легкий бег в парах» (муз. Т. Ломовой), «Ходим -бегаем» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель), «Потопаем» (муз. М. Раухвергера), «Осенние листочки» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), «Маленькая полечка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвергера, Б. Антюфеева, сл. А. Барто) Репертуар «Баю-баю» (муз. М. Красева, ел. М. Парной), «Марш», «Дождик» (муз. М. Раухвергера), «Веселая песенка» (муз. А. Филиппенко) «Дождик» (муз. Г. Лобачевой), «Осенняя песня» (муз. Т. Миранджи), «Петушок» (русская народная песня в обр. М. Красева), «Да-да-да» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Погремушки» (муз. А. Лазаренко) «Зайчики», «Мишки» (муз. Т. Ломовой), «Листочки кружатся» (русская народная мелодия), «Тихо - громко» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), 9 Игры Праздники и развлечения Темы месяца Посуда. Мои любимые игрушки Форма организации музыкальной деятельности - легко кружиться, как листочки; - свободно двигаться под музыку по всему залу; - танцевать с предметами. Развивать навыки подвижности и ловкости в беге, прыжках и других формах движений. Учить игровой деятельности (прятаться от взрослых, закрывая ладошками лицо) Побуждать к активному участию в праздниках НОЯБРЬ Программные задачи «Тепловоз», «Танец с листочками» (муз. С. Майкапара), «Игра в прятки» (русская народная мелодия в обр. Р. Рустамова) «Осень» (музыкальнотеатрализованный утренник) Репертуар Учить: «Мишка», воспринимать «Птички» (муз. Г. Фрида), Слушание музыки мелодии спокойного, «Зайчик» (муз. Е. Тиличеевой), Восприятие веселого характера; «Погремушки» (муз. А. Филиппенко) музыкальных отзываться на музыку произведений движениями рук, ног, хлопками, притопами, покачиваниями «Заплясали наши ножки» (муз. Н. Пение Способствовать Лукониной), Усвоение приобщению к пению, «Праздник» (муз. Т. Ломовой, ел. Л. песенных навыков подпеванию взрослым, Мироновой), сопровождению пения «Где же наши ручки?» (муз. и ел. Т. выразительными двиЛомовой) жениями. Учить узнавать знакомые песни МузыкальноУчить: «Ходьба» (муз. Э. Парлова), ритмические - активно двигаться под «Устали наши ножки» (муз. Т. движения музыку разного Ломовой, ел. Е. Соковниной), Упражнения характера «Пружинка» (русская народная мелоПляски (бодро шагать, легко дия в обр. Т. Ломовой), Игры бегать); «Покачивания в парах» (муз. М. - выполнять мягкую Раухвергера), пружинку, покачивания; «Парная пляска» (русская народная - танцевать в паре, не мелодия в обр. Е. Тиличеевой), терять партнера, «Мышки и кот» - музыкальная выполнять танцевальные подвижная игра в сопровождении движения по показу, пьесы «Полька» (муз. К. Лоншанвместе. Друшкевичовой) Развивать активность, 10 Праздники и развлечения Темы месяца Зимушка зима. Новый год. Форма организации музыкальной деятельности Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Пение Усвоение песенных навыков Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры умение реагировать на музыку сменой движений Познакомить с театром Кукольный театр кукол. Вызвать интерес к кукольному представлению. Воспитывать чувство дружбы, желание подружиться с куклой. ДЕКАБРЬ Программные задачи Репертуар Учить: «У ребяток ручки хлопают» (муз. Е. - слушать песни и Тиличеевой, сл. Ю. Островского), понимать их «Фонарики» (мелодия и сл. А. содержание, инструмен- Метлиной в обр. Р. Рустамова), «Вальс снежинок» (муз. Т. Ломовой) тальную музыку различного характера; - узнавать знакомые музыкальные произведения, эмоционально откликаться на их характер, настроение Закреплять умения: «Вот как мы попляшем», - допевать за «Заплясали наши ножки» (муз. Н. взрослыми Лукониной), повторяющиеся фразы в «Дед Мороз» (муз. А. Филиппенко, ел. песне; Т. Волгиной) - начинать петь после вступления при поддержке взрослого. Учить петь без крика в умеренном темпе, спокойно. Расширять певческийдиапазон «Танец зверей» (муз. В. Курочкина), Учить: «Танец снежинок» (муз. Т. Ломовой), - передавать в «Парная пляска» (муз. М. Раухвергера) движении бодрый, «Игра с колокольчиками» (муз. П. И. спокойный характер Чайковского), музыки; - выполнять движения «Веселые прятки», «Зайчики и лисички» (муз. Г. с предметами (снежки, Финаровского, ел. В. Антоновой) колокольчики). - держаться в парах, не терять партнера; - менять движения со сменой музыки с помощью взрослых; - ритмично хлопать, 11 Праздники и развлечения Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Дикие и домашние Слушание животные. музыки Мебель Восприятие музыкальных произведений Развитие голоса Пение Усвоение песенных навыков Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски топать, мягко пружинить. Вызвать интерес к музыкальной игре, эмоциональный отклик на музыкально-игровую деятельность Доставлять радость от участия в праздничном концерте. Учить правилам поведения в праздничной обстановке ЯНВАРЬ Программные задачи Новогодний праздник Репертуар Развивать умение внимательно слушать, эмоционально откликаться на содержание песни, выполняя несложные характерные движения. « Зима» Муз. М. Карасевой « Песенка зайчиков» муз. М Красева Учить малышей различать динамические оттенки Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать повторяющиеся фразы. Учить слышать смену характера звучания музыки, соответственно менять движения « Петрушка» Муз. И.Арсеева Развивать внимание , умение выполнять простые танцевальные движения. Формировать « Гле флажки?» муз.И. Кишко « Стуколка» укр.нар .мел., обр. Н. Метлова «Парный танец» (русская народная мелодия в обр. Е. Тиличеевой), «Мышки и кот» -музыкальная подвижная игра в сопровождении пьесы «Полька» (муз. К. ЛоншанДрушкевичовой), «Птичка и птенчики» (муз. Е. Тиличеевой) « Очень хочется плясать» Муз. А. Филиппенко 12 коммуникативные навыки Игры Самостоятельная музыкальная деятельность Праздники и развлечения Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Домашние животные. Слушание Я и мой музыки папа. Восприятие музыкальных произведений Пение Усвоение песенных навыков Побуждать малышей передавать движениями музыкально-игровые образы. Развивать внимание , согласовывать движения с музыкой разной по характеру. Побуждать желание исполнять танцевальные движения самостоятельно Закреплять имеющиеся знания у детей, доставлять радость. ФЕВРАЛЬ Программные задачи Учить: - слушать песни и понимать их содержание, инстру ментальную музыку различного характера; - определять веселый и грустный характер музыки. Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера. Способствовать накапливанию багажа любимых музыкальных произведений Учить: вступать при поддержке взрослых; - петь без крика в умеренном темпе. Закреплять умение подпевать повторяющиеся фразы; узнавать знакомые песни. Расширять певческий диапазон «Игра с погремушкой» А. Филиппенко « Зайцы и медведь» Муз. Попатенко « Жмурка с бубном»р.н.м. « Кошка и котята» муз. В. Витлина Русская народная мелодия Пальчиковая сказка « Теремок» Репертуар «Праздник», «Зима проходит» (муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой), «Петрушка и мишка» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель), «Маму поздравляют малыши» (муз. Т. Попатенко, сл. Л. Мироновой) «Бабушке» (муз. 3. Качаева), «Солнышко» (муз. Н. Лукониной), «Мамочка» (муз. Е. Тиличеевой) 13 Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Праздники и развлечения Темы месяца Весна. Мамин день. Народная игрушка Форма организации музыкальной деятельности Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Учить: - передавать в движении бодрый и спокойный харак тер музыки; - выполнять движения с предметами; - начинать и заканчивать движения с музыкой; - держаться в парах, двигаться по всему залу; - менять движения с помощью взрослых; - легко и ритмично притоптывать, кружиться, мягко выполнять пружинку; - образно показывать движения животных. Развивать чувство ритма, координацию движений, подвижность, активность. П р и в и в а т ь интерес к музыкальнодидактической Доставлять радость от просмотра кукольного спектакля. Приучать быть культурными, внимательными, благодарными зрителями МАРТ Программные задачи Учить: - слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера; «Муравьишка», «Паровоз» (муз. 3. Компанейца), «Сапожки» (русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой), «Тихо - громко» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского), «Упражнения с цветами» (муз. Е. Макшан-цевой), «Танец с веночками» (муз. Р. Рустамова), «Танец петушков» (муз. А. Филиппенко), «Парная пляска» (украинская народная мелодия в обр. Р. Леденева), «Кот и мыши», «Птица и птенчики» (муз. Е. Тиличеевой) (кукольный спектакль) Репертуар «Колокольчик», «Веселая песенка» (муз. Г. Левкодимова, ел. И. Черницкой), «Вот какие мы большие», «Пришла ко мне подружка» (сл. В. Лунева) 14 Пение Усвоение песенных навыков Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Праздники и развлечения Темы месяца Домашние Форма организации музыкальной деятельности - узнавать знакомые музыкальные произведения; - различать низкое и высокое звучание. Способствовать накапливанию музыкальных впечатлений Формировать навыки основных певческих интонаций. Учить не только подпевать, но и петь несложные песни с короткими фразами естественным голосом, без крика начинать пение вместе с взрослыми Учить: - бодро ходить под марш, легко бегать в одном на правлении стайкой; - легко прыгать на двух ногах; - навыкам освоения простых танцевальных движений; - держаться своей пары; - менять движения в пляске со сменой музыки; - различать контрастную музыку; - свободно двигаться по залу парами. Развивать умения передавать в играх образы персона жей (зайцы, медведь), различать громкое и тихое звучание Развивать эстетические чувства. Воспитывать любовь к мамам АПРЕЛЬ Программные задачи Учить: «Собачка Жучка» (муз. Н. Кукловской, сл. Н. Федорченко), «Веселая песенка» (муз. Г. Левкодимова, сл. И. Черницкой), «Солнышко» (муз. Н. Лукониной) «Прогулка и пляска» (муз. М. Раухвергера), «Марш и бег» (муз. Е. Тиличеевой), «Ноги и ножки» (муз. А. Филиппенко), «Покружись и поклонись» (муз. В. Герчик), «Зайцы и медведь» (муз. Т. Попатенко), «Игра с бубном» (муз. Г. Фрида) Праздник мам (утренник) Репертуар «Самолет» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. 15 животные и их детеныши. Рыбки Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Пение Усвоение песенных навыков Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Праздники и развлечения - слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера; - узнавать знакомые музыкальные произведения; различать низкое и высокое звучание. Способствовать накапливанию музыкальных впечатлений. Формировать навыки основных певческих интонаций. Учить не только подпевать, но и петь несложные песни с короткими фразами; петь естественным голосом, без крика; начинать пение вместе с взрослыми Найденовой), «Собачка» (муз. Н. Кукловской, ел. Н. Федорченко), «Кошка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель), «Апрель» (муз. П. И. Чайковского) Учить: - бодро ходить под марш, легко бегать в одном на правлении стайкой; - легко прыгать на двух ногах. Продолжать работу над освоением простых танцевальных движений. - менять движения в пляске со сменой музыки; - различать контрастную музыку; - свободно двигаться по залу парами. Развивать умения передавать в играх образы персонажей, различать громкое и тихое звучание Развивать эстетические чувства. Воспитывать: - интерес к кукольным спектаклям; - сочувствие героям; - слушательскую (зрительскую) активность и культуру «Маленький хоровод» (русская народная мелодия в обр. М. Раухвергера) «Кошка и котята», «Прятки с платочками» (русская народная мелодия в обр. Р. Рустамова) «Собачка Жучка» (муз. Н. Кукловской, сл. Н. Федорченко), «Веселая песенка» (муз. Г. Левкодимова, сл. И. Черницкой), «Солнышко» (русская народная мелодия в обр. М. Иорданского, слова народные) (кукольный спектакль) 16 Темы месяца Форма организации музыкальной деятельности Цветочки. Игры. Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Пение Усвоение песенных навыков Музыкальноритмические движения Упражнения Пляски Игры Праздники и развлечения МАЙ Программные задачи Репертуар Учить: - слушать пьесы и песни изобразительного характера; - узнавать знакомые произведения; - различать высокое и низкое звучание; - накапливать музыкальный багаж Продолжать формировать навыки воспроизведения основных мелодий, певческих интонаций. Учить не только подпевать, но и петь простые мелодии, петь без крика, слушать пение взрослых «Барабан» (муз. Д. Б. Кабалевского), «Барабан» (муз. Г. Фрида), «Зарядка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Л. Мироновой), «Серый зайка умывается» (муз. М. Красева) Учить: - ходить бодро в одном направлении; - владеть предметами (шары, цветы, платочки); -. образовывать и держать круг; - менять движения в пляске со сменой частей; - танцевать с предметами; - держать и не терять пару. Доставлять радость в игровой деятельности. Р а з в и в а т ь ловкость, подвижность Развивать эстетические чувства, приобщая детей к произведениям фольклора, музыкального народного творчества «Упражнение с цветами», «Зашагали ножки» (муз. М. Раухвергера), «Хоровод» (русская народная мелодия в обр. М. Раухвергера), «Вальс» (муз. Т. Ломовой), «Танец с балалайками» (русская народная мелодия «Светит месяц»), «Хоровод» (русская народная мелодия в обр. М. Раухвергера), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвергера), «Игра с погремушками» (И. Кишко) «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой), «Солнышко» (муз. Т. По-патенко, сл. Н. Найденовой), «Пришла ко мне подружка» сл. В. Лунева Проводы весны (праздничные народные гуляния) 17 2.3. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы в младшей группе с 2 до 3 лет № Виды и форма музыкальных занятий Особенности организации Формы 1. Совместно-партнерская деятельность Ежедневно в музыкальном - групповые 1.1 зале. Совместные с детьми, с Праздники, досуги и - групповые 1.2 привлечением родителей и развлечения подготовки к ним. Театрализованная Выступление детей с -подгрупповые деятельность, декорациями, в костюмах, с 1.3 - индивидуальные музыкальные игры, атрибутами, изготовленными -индивидуальные дидактические. совместно с взрослыми. Совместная Поющие, чисто - групповые дополнительная интонирующие дети, с -подгрупповые 1.4 образовательная эмоциональным откликом на -индивидуальные деятельность песню. 2.Непрерывная образовательная деятельность в режиме дня НОД по музыкальному 2 раза в неделю в музыкально – ритмические 2.1 развитию музыкальном зале движения; - пальчиковая гимнастика; -слушание музыки; -пение; -музицирование с ДМИ; -танцы; -игры. 3. Музыкальные мероприятия - групповые 3.1 Праздники 1 раз в два месяца Утренняя музыкальная гимнастика 3.2 Досуги и развлечения 1 раз в неделю -групповые Организация видов музыкальной деятельности Виды здоровье сберегающих технологий Музыкально – ритмические упражнения: -упражнения -танцы -игры Слушание музыки Время проведения в режиме дня Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей На 2-3 минуты в зависимости от вида деятельности Пение: На занятиях 1-2 - певческие навыки минуты, на досугах - упражнения для слуха и и праздниках 5-6 голоса минут Особенности методики проведения Рекомендуется для всех детей. Могут включать в себя элементы гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. Рекомендуется для всех детей. Слушаниекак беседа, как инсценировка, танцевальное творчество Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. 18 Чувство ритма, музицирование. На занятиях минуты. 1-2 Рекомендуется использовать наглядный материал, с предварительным показом. Дыхательная гимнастика В различных формах на музыкальных занятиях. Технологии музыкального В различных воздействия (фонограммы) формах музыкальной деятельности. Обеспечить проветривание помещения. Проводится в режимном моменте музыкально – ритмических движений. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования в группе раннего возраста с 2 до 3 лет Объект педагогической диагностики (мониторинга) Индивидуальные достижения детей в контексте образовательной области "Художественноэстетическое развитие". Формы и методы педагогической диагностики -наблюдение -совместная образовательная деятельность (пение, танец, музыкальноритмические движения) Периодичность проведения педагогической диагностики Длительность проведения педагогической диагностики Сроки проведения педагогической диагностики 2 раза в год 2 недели сентябрь май 2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников 2-3 лет месяц Формы работы Дополнительная информация 19 IX-2021 г. Консультация, Посещение занятий, развлечение для детей и родителей «День знаний» «Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка» (папка-передвижка) Помочь родителям осознать важность применения музыки в игровой деятельности ребёнка. Посещение родительского собрания «Знакомство с планом работы по музыкальнохудожественной деятельности детей образовательной области «Музыка». Анкетирование: «Какая практическая помощь по вопросам музыкального развития ребенка Вам необходима?» X-2021 г. Информационно-консультативная деятельность Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитании Форум на сайте ГБДОУ Xl-2021г. Информационно-консультативная деятельность Фотовыставка «Поем и пляшем на празднике нашем» Поддержание заинтересованности, «Осенний праздник» инициативности родителей в вопросах музыкального воспитания в семье. Практикум: «Обучение детей игре на детских шумовых музыкальных Практический материал: песни, шутки, сценки инструментах» ко «Дню рождения ребенка» Оформление группового стенда: «День рождения ребенка в семье» По запросу родителей: Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания детей. Оформление группового стенда «Тексты песен, стихотворения, инсценировки зимнего и новогоднего репертуара. Привлечение Индивидуальные родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, Консультации. элементов декораций к новогоднему празднику. «История песни «Ёлочка» (познавательная Интернет. Сайт ГБДОУ информация) «Новогодний карнавал» Культурно-досуговая деятельность (памятка о безопасном посещении новогодних утренников) Приобщать семью к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержать заинтересованность, инициативность родителей к жизни детского сада. Развлечения в ГБДОУ (включении родителей в праздники и подготовку к ним);игровые семейные конкурсы, Xll-2021 г. Рекомендации: «Музыкальные игрушки детям» Оформление группового стенда: «Пойте детям перед сном» На доску для родителей: «Песни, стихи об осени» Семейный конкурс по изготовлению костюмов к празднику «Осень» Беседа с родителями: «Культура поведения родителей и детей на празднике». «Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты (консультация) 20 I-2022 г. викторины. Творческие поделки к «Новогодней выставке». Организация записи новогоднего праздника на видео. Совместное украшение музыкального зала, покупка подарков. Информационно-консультативная Организация фотовыставки «Поем и пляшем на деятельность празднике нашем» Фотоматериалы по новогоднему празднику. Индивидуальные беседы. «Способности вашего ребенка. Как их развить». Заинтересовать, увлечь родителей творческим процессом развития гармоничного становления личности ребёнка, его духовной и Консультация «Народные праздники, эмоциональной восприимчивости. гуляния» в Познакомить родителей с музыкальными играми на развитие внимания, памяти, мышления. Оказать помощь в создании «Музыкальные игры на развитие картотеки с любимыми играми детей. внимания, памяти, На стенд для родителей «разучим с детьми игры мышления»(семинар-практикум) и хороводы к празднику «Масленица». Подготовка к празднику «8 Марта» Репетиции с Индивидуальные консультации мамами, разучивание сольных номеров, совместных игр, песен, танцев. Рекомендации III-2022г. Информационно-консультативная деятельность. по подбору музыкальных произведений для прослушивания дома танцевальной музыки, произведений слушанию музыки с детьми». Подборка на стенд для родителей стихотворений, текста песен на тему «Моя семья». Привлечение родителей к подготовке атрибутов, изготовление костюмов к семейному досугу. Культурно-досуговая деятельность. Участие родителей в празднике «8 марта»: сольные номера, участие в играх. Включение родителей в праздники и подготовку к ним, игровые семейные конкурсы, викторины. Творческие поделки к «Масленице». IV-2022 г. Индивидуальные консультации по Подборка на стенд для родителей стихов, текста вопросам музыкального воспитания песен, игр, хороводов на весеннюю тематику. детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, элементов декораций к весеннему празднику. Участие родителей в проведении «Дня открытых дверей» Посещение родителями музыкальных занятий, занятий в студиях, кружках). Культурно-досуговая деятельность Участие родителей в празднике «Весна-красна: участие в играх, танцах, хороводах. родителей по Памятка для родителей «Раннее выявление V-2022 г. Анкетирование результатам музыкального музыкальных способностей детей». воспитания детей. Ознакомление родителей с результатами Консультация «Музыкальное диагностики. воспитание детей с нарушениями Il-2022 г. Консультация «Фольклор повседневной жизни ребенка» 21 речи» деятельность (концерты VI-2022 г. «Речевые игры с музыкальными Театрализованная инструментами» (консультация) родителей для детей, совместные выступления детей и родителей; совместные театрализованные представления, шумовой оркестр), коллективные творческие работы. 2.5. Планирование взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО Месяц сентябрь октябрь Содержание 1. Консультация с воспитателями «Задачи работы по разделу "Музыкальное воспитание в разновозрастной интегративной группе" 2. Особенности работы воспитателя в данной возрастной группе (консультация для воспитателей) 3. Знакомство воспитателей с муз. репертуаром 1. Организация уголков музыкальной деятельности на группе (консультация для' воспитателей) 2. Ознакомление -утверждение сценария осеннего праздника с воспитателями и специалистами 3. Знакомство воспитателей с музыкальным репертуаром. 4. Оформление зала к осеннему празднику ноябрь 1. Работа с педагогами, участвующими в сценарии (театрализации) осеннего праздника 2. Знакомство с музыкальным репертуаром 3. Обсуждение и анализ прошедшего осеннего праздника 4. Музыкально-дидактические игры -консультация для воспитателей декабрь 1. Ознакомление -утверждение сценария Новогоднего праздника с воспитателями и специалистами 2. Работа с педагогами, участвующими в сценарии( театрализации) Новогоднего праздника, 3. Знакомство с муз. репертуаром 4. Оформление зала к Новогоднему празднику 1. Консультация « Ваш ребенок любит петь?» 2. Консультация « Как слушать музыку с ребенком?» 3. Открытый вечер досуга, посвященный Дню защитника Отечества. Январь Февраль 1. Подготовка с педагогами к проведению вечера развлечений «Масленица» 2. Ознакомление и утверждение сценария праздника 8 Марта со специалистами и воспитателями 3. Работа с педагогами, участвующими в сценарии праздника 8 Марта 22 Март 1. Консультация на тему «Музыка и здоровье». 2. Проведение детских праздников 8Марта. 3. Индивидуальные консультации по вопросам поступления в музыкальные школы. 4. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального развития детей. Апрель 1. Консультация для воспитателей "Фольклор для детей» Май 1.Коррекционная работа по вопросам диагностики 2.Знакомство с музыкальным материалом Июнь 1.Знакомство с музыкальным репертуаром на летний период. 2.Обсуждение летних праздников. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 2.6. Выбор и реализация парциальных программ и форм организации работы с детьми Парциальные программы и технологии Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнов, Е.С. Железнова (серия 30 компактдисков с методическими указаниями) Цель Программа «Музыка с мамой» способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели видится нам через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком. Задачи Образователь ная область Программа «Музыка с Художественно -эстетическое мамой» развитие 1.Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами. 2.Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье. 3.Разрабатывать аудиопособия, методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия, книги для детей для 23 воспитателей и педагогов ДОУ с учётом возможности домашней работы по этим материалам. 4.Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться воспитателями (в группе) и родителями (дома). 5.Формировать готовность к дальнейшему обучению 6.Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка. Методические материалы и средства обучения и воспитания к части программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Железнов, Е.С. Железнова Методические материалы Средства обучения Возраст детей 2-7 лет -(серия 30 компакт- Магнитофон, диск дисков с методическими указаниями) Материально-техническое оснащение части программы, формируемой участниками образовательных отношений Парциальные программы и технологии Вид помещения Функциональное использование Программа раннего развития «Музыка с мамой» С.С. Музыкальный зал Групповая комната Развивающая предметнопространственная среда «Центр музыкального развития» Оснащение Тематический экран (фланелеграф) Иллюстрации, 24 наглядные пособия по заданной теме Художественная литература Железнов, Е.С. Железнова (серия 30 компактдисков с методическими указаниями) 2.7. Сложившиеся традиции группы Под традициями обычно понимают систему повторяющихся символических мероприятий. Термин «традиции в образовательной системе» рассматривается как совокупность педагогических средств и понятий, применяемых в практике обучения, воспитания, образования, педагогические ценности, а также обычаи, обряды, ритуалы и церемонии. Посредством традиций осуществляется передача устойчивых знаний, умений и навыков и компетенций, элементов социального опыта от поколения к поколению, от одной социальной группы к другой, от группы к индивиду. Освоение ребёнком культурного наследия, социальных ролей, правил, моральноэтических норм, формирования навыка быть готовым к поиску решений в неопределенных условиях эффективнее происходит во взаимодействии взрослых и детей при подготовке и во время проведения традиционных мероприятий. Примерный перечень событий, праздников и мероприятий Месяц Сентябрь Название праздника Октябрь День знаний. Моя малая родина. Осенины. Ноябрь День матери. Декабрь Подготовка к Новому году. Новый год. День защитника Отечества. Утренники к международному женскому дню. Февраль Март Весенние праздники. Апрель Июнь День смеха. День космонавтики. Международный день Возрастная группа Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные группы Группы раннего возраста Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные Категория участников Дети, педагоги Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Дети, педагоги, родители Дети, педагоги Дети, педагоги, родители Дети, педагоги Дети, педагоги 25 защиты детей. группы III.Организационный раздел рабочей программы Обязательная часть рабочей программы 3.1. Описание материально- технического обеспечения рабочей программы (группа раннего возраста) Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) Восприятие Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала Содержание - Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. Музыкальный центр. Альбомы с иллюстрациями по основной программе; - атрибуты к настольным музыкально-дидактическим играм; - атрибуты для импровизации (элементы костюмов); - музыкальные уголки. Портреты русских и зарубежных композиторов Наглядно – иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (временагода). Музыкально-дидактические игры. 1. «Птица и птенчики» 26 Пение: музыкально-слуховые 2. «Мишка и мышка» представления 3. «Чудесный мешочек» 4. «Курица и цыплята» 5. «Петушок большой и маленький» 6. «Угадай-ка» 7. «Кто как идет?» 8.«Колпачки» 1.«Солнышко и тучка» Ладовое чувство 2. «Грустно-весело» Чувство ритма 1.«Прогулка» 2. «Что делают дети» Музыкально-ритмические движения 3. «Зайцы» Разноцветные шарфы , разноцветны платочки. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. Игра на музыкальных инструментах Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. Косынки (желтые, красные). Музыкальные инструменты: бубны, барабаны, деревянные ложки, трещотки, треугольники, колокольчики, маракасы, металлофоны. 3.2. Обеспечение рабочей программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания Образовательная область «Художественноэстетическое развитие» Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.) 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Вераксы, Н.Е., Комарова, Т.С.,Васильева, М.А . М.: Мозаика- 2014. 2.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: МозаикаСинтез, 2005-2010 3.Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание). 4.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества Спб., 2000. 5.«Наш весёлый оркестр» И.Каплунова. Методическое пособие с аудио и видео приложениями для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки. Библиотека программы «Ладушки». 2013 г. 27 Педагогическая диагностика 6.« Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворова. Учебное пособие с описанием танцев и упражнение с CD и DVD записями. 7.« Музыкальный руководитель» Методический журнал для музыкального руководителя. Издатель ООО « Издательский дом». 8.«Топ – хлоп, малыши».Т.Н.Сауко, А.И. Буренина. Программа по муз.ритмическому воспитанию детей 2-3 лет и методическое сопровождение к ней. 9.« Праздник каждый день» Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложениями (2СD). ООО «Издательство- полиграфический комплекс» «КАРО» 2007 год. 10.Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева 11.Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Тутти» А.И. Буренина, Т.Э.Тютюнникова 12.«Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова, Н.М.Фоломеева «Педагогической мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей»/ Ю.А. Афонькина.- Волгогорад: учитель, 2015. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 3.3. Распорядок пребывания воспитанников в ДОО (режим дня) РЕЖИМ ДНЯ вторая группа раннего возраста (2-3 года) на холодный период № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Режимные моменты Утренний прием, осмотр детей, индивидуальное общение, игры. Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Предметная, самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности Организованная образовательная деятельность Совместная игровая деятельность, подготовка ко второму завтраку 2-й завтрак Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, общение, спокойные игры Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, сон Постепенный подъем, гигиенические и закаливающие процедуры после сна Подготовка к полднику, полдник Игры, досуги, общение и деятельность по Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3) 07.00 – 08.10 08.10 - 08.20 08.50 – 09.00 08.50 – 09.00 09.00 – 09.15 09.25 - 09.40 09.40 - 09.50 09.50 – 10.00 10.00– 11.50 11.50 – 12.10 12.10 – 12.30 12.30 – 15.00 15.00 – 15.30 15.30 – 15.50 15.50 – 16.30 28 14. интересам/ Организованная образовательная деятельность Подготовка к прогулке, прогулка 16.30 – 18.00 15. Игры, уход детей домой 18.00 – 19.00 Организация двигательного режима воспитанников второй группы раннего возраста Вторая группа раннего возраста (2-3 года) 6 мин. Формы организации Утренняя гимнастика Физкультминутка во время НОД статического характера Физическая культура (2 занятия), бассейн (1 занятие) 3 мин. 3 по 15 мин. Музыка 2 по 10 мин. Прогулка: - подвижные игры, упражнения - самостоятельная двигательная активность Бодрящая гимнастика после дневного сна Самостоятельная двигательная активность в группе Индивидуальная работа по развитию движений Физкультурные досуги Физкультурные праздники Всего в день Всего в неделю Совместная деятельность педагога с детьми 15 мин. 10 мин. 6 мин. 15 мин. ежедневно по 10 минут 15 мин. 1раз в месяц до 25 мин. 1-2 раза в год 1 час 10 мин 5 часов 50 минут Структура реализации образовательной деятельности Вторая группа раннего возраста (2-3 года) Самостоятельная деятельность детей Виды деятельности, Индивидуальный маршрут технологии развития ребенка 29 -Формы НОД (-Праздники -Развлечения -Тематические праздники (День матери, Осенины, Новый год, Праздник 8 Марта, День защиты детей (1 июня). Создание условий для музыкальной деятельности. Оказание недирективной помощи воспитанникам в музыкальной деятельности. Игровая (подвижные игры, игры с правилами); коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогом и сверстниками); двигательная (овладение основными движениями) Педагогические технологии на основе личностноориентированного подхода: - коллективное обучение; - технология индивидуального обучения (индивидуальная работа) Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия по музыкальному развитию) (в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) с изменениями и дополнениями от 27.08.2015г. Группы Вторая возраста группа Продолжительность одного занятия по музыкальному развитию раннего 10 минут Количество образовательных занятий по музыкальному развитию в неделю 2 Учебный план ГБДОУ детский сад № 77 Приморского района Санкт-Петербурга на учебный год в соответствии с ФГОС ДО Базовый вид деятельности ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА + БАССЕЙН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ Организованная образовательная деятельность Периодичность Старшая Вторая Младшая Средняя группа группа группа группа раннего возраста 3 раза в 3 раза в 3 раза в 3 раза в неделю неделю неделю неделю Подготовительная группа 3 раза в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 3 раза в неделю 4 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю - 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 30 МУЗЫКА 2 раза в неделю ИТОГО В НЕДЕЛЮ 10 10 13 10 занятий в занятий в занятий в занятий в неделю неделю неделю неделю КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В ГОД Вторая Старшая Младшая Средняя группа группа группа группа раннего возраста 108 108 108 108 Базовый вид деятельности (по программе) ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА + БАССЕЙН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 14 занятий в неделю Подготовительная группа 108 36 72 72 108 144 МУЗЫКА 72 36 36 72 36 36 18 18 72 36 36 18 18 72 72 72 18 18 72 72 72 18 18 72 ИТОГО В ГОД 360 360 360 468 504 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утр.гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Закаливающие ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно процедуры Гигиенические ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно процедуры Ситуативные беседы ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно при проведении режимных моментов Чтение художественной ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно литературы Дежурства ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Игра ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно деятельность детей в центрах (уголках) развития. 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Образовательная деятельность Образовательного учреждения учитывает местонахождение ГБДОУ в пространстве Санкт-Петербурга, использует его историческую и культурную ценность для образовательных целей. Рабочая программа строится на принципе культуросообразности. Содержание рабочей программы включает в себя вопросы истории и культуры Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона в контексте мировой истории и культуры, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца в соответствии с возрастом детей (331 4 года). Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций в семьях воспитанников учреждения. В Образовательном учреждении организована работа по проекту «Этнокалендарь СПб», входящему в перечень основных мероприятий Программы Правительства СПБ «Толерантность». План традиционных мероприятий «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» (на год) № п/п 1. Мероприятия Тематические занятия с детьми, посвященные дню знаний Срок Ответственный сентябрь воспитатели, музыкальный руководитель воспитатели, музыкальный руководитель 2. Проведение сезонных праздников (Осенины) октябрь 3. Организация и проведение праздников. отмеченных в этнокалендаре (Новый год, Международный женский день 8 Марта) Организация и проведение праздников, посвященных миру на земле (День защиты детей) декабрь март 4. июнь воспитатели, музыкальный руководитель воспитатели, музыкальный руководитель (Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь СанктПетербурга, 2014» для воспитателей детских дошкольных учреждений). 3.5. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО Образовательная область Художественноэстетическое развитие (музыкальное развитие Обогащение(пополнение) развивающей предметно-пространственной среды Содержание Оформление центральной стены к открытому занятию: цирковой шатёр из ткани с флажками из бумаги, воздушные шары, клоуны, улыбки из бумаги. Оформление центральной стены, зала к осенним праздникам: осенняя природа, перелётные птицы, растяжка из осенних листьев, изображение девушки- осени и животных с осенними плодами. Установка декораций на переднем плане зала: домик, забор с подсолнухами. Оформление зала к досугу Дню Матери, ко Дню здоровья: бумажные цветы. Оформление центральной стены, зала к новогоднему празднику: снежинки, растяжка с Новым годом, иллюстрированная Снегурочка и установка новогодней украшенной ёлки. 32 Создание условий для реализации проекта: «Любимые детские песни. Композиторы детям». Портреты композиторов, детские мягкие игрушки по сюжету детских песен из мультфильмов (кот Леопольд и мыши, пчёлка, кошечка и другие). Оформление центральной стены, зала к досугу 23 февраля: георгиевская ленточка, название праздника, детские рисунки. Оформление к празднику 8 Марта: искусственные цветы, птицы, солнышко. Оформление центральной стены, зала к досугу День смеха: улыбки, детские рожицы, название праздника, воздушные шары. Оформление центральной стены, зала к 9 мая: символика государства, название праздника, «мемориал» из ткани с гвоздиками. 33