Рабочая программа педагога-психолога ОВЗ

Оглавление
Целевой раздел

стр. 3

1. Пояснительная записка

стр. 3

Цели реализации Программы

стр. 4

Задачи реализации Программы

стр. 5

Принципы и подходы к формированию Программы

стр. 5

2. Планируемые результаты освоения Программы

стр. 7

Целевые ориентиры освоения Программы

стр. 10

Система оценки результатов освоения Программы

стр. 12

3. Краткая психолого-педагогическая характеристика
особенностей психофизиологического развития детей

стр. 10

Содержательный раздел

стр. 12

1. Направления развития и образования детей

стр. 12

Комплексно – тематическое планирование
и планирование системы занятий

стр. 15

2. Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников

стр. 21

Организационный раздел

стр. 22

1. Структура реализации образовательного процесса

стр. 22

2. Формы образовательной деятельности, реализуемые

стр. 22

образовательные технологии
Приложение

стр. 23

Список нормативных документов

стр. 23

Список научно-методической литературы

стр. 23

Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Дошкольное образование является первой ступенью образовательной системы.
Поэтому, одна из главных целей дошкольного учреждения – всесторонне подготовить
ребенка к школе: интеллектуально, личностно, физически и т. д. В отличие от детей,
посещающих общеобразовательные группы ДОУ, реализация комплексной подготовки к
школе в группах детей с ОВЗ представляет в значительной степени более сложную задачу
и требует тщательно продуманного психологического сопровождения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155,
предусматривает ряд требований и условий, необходимых для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья, создания условий для диагностики и
коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи, разработки и реализации плана индивидуально ориентированных коррекционных
мероприятий, обеспечения доступности развивающей предметно пространственной среды.
Рабочая программа «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ» отражает
современное понимание процесса воспитания и развития детей с ОВЗ дошкольного
возраста, основывающееся на психолого-педагогических и медико-социальных
закономерностях развития детства. При этом детство рассматривается как уникальный и
неповторимый этап жизни ребенка, в котором закладываются основы для его личностного
становления, развития способностей и возможностей, формирования социального
интеллекта.
Данная Программа ориентирована на психологическое сопровождение детей
 с задержкой психического развития,
 с тяжелыми нарушениями речи.
В Программе учитываются возрастные и индивидуальные потребности ребенка,
связанные с его социальной ситуацией развития и состоянием здоровья. В рамках
возрастного, деятельностного и дифференцированного подходов к психологическому
сопровождению детей с ОВЗ отличительной особенностью данной Программы, является
реализация тех направлений работы педагога – психолога, которые максимально
стимулируют развитие и коррекцию индивидуальных познавательных, речевых,
личностных и эмоциональных нарушений детей. Программа также ориентирована на
формирование эффективных детско-родительских отношений, оказание психологической
помощи и поддержки родителям детей с ОВЗ.
Программа основана на системном подходе, учитывающем возрастные
психологические новообразования.
Структура Программы состоит из трех основных разделов: целевого,
содержательного и организационного. Целевой раздел описывает цели, принципы и
подходы к формированию программы, целевые ориентиры. В содержательном разделе
представлено описание направлений психологического сопровождения детей.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации
образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы,
планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности
организации образовательной деятельности.

3

Цели реализации Программы.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования и предназначена для работы с детьми ОВЗ.
Ведущие цели программы, следующие:
Тип группы
Дети с тяжелыми нарушениями
речи

Дети с задержкой психического
развития

Цели психологического сопровождения детей в
группе определенного типа
• закрепление позитивных установок детей к
интеллектуальной деятельности;
• формирование «внутренней позиции школьника»;
• формирование предпосылок универсальных
учебных действий;
• развитие социального интеллекта.
• развитие социального интеллекта;
• снижение психологических факторов риска
связанных с особенностями отношения детей с
ЗПР к своему социальному окружению;
• стимуляция личностного роста детей.

Задачи реализации Программы
Реализация Программы осуществляется с помощью решения различных задач,
направленных на развитие когнитивных, эмоционально – волевых и личностных структур
детей групп ОВЗ. В зависимости от типа группы в процессе психолого – педагогического
сопровождения реализуются следующие задачи:
Тип группы
Задачи психологического сопровождения детей в
группе определенного типа
Дети с тяжелыми нарушениями Деятельность педагога – психолога, направленная на
речи
развитие и стимуляцию:
• всех видов мышления;
• креативности;
• познавательной мотивации;
• развернутой речи;
• интеграции знаний, умений, навыков;
• развития самосознания, то есть обобщенного и
внеситуативного отношения к себе;
• произвольности поведения;
• навыков самоанализа;
• самостоятельности;
• коммуникативных навыков в процессе
совместной познавательной деятельности.
Дети с задержкой психического Деятельность педагога – психолога, направленная на:
развития
• приобретение эмоционально насыщенного
опыта новых социальных отношений между
детьми;

4

•

Дети с интеллектуальными
нарушениями

снятие проявлений дезадаптации в поведении;
замена полевого поведения на волевое

поведение;
• снятие психоэмоционального напряжения у
детей;
• создание положительного эмоционального фона в
коллективе детей;
• освоение детьми конструктивных способов
коммуникации;
• интериоризация социальных норм и правил;
• формирование традиций детского коллектива.
Деятельность педагога – психолога, направленная на:
• развитие и интеграцию гравитационной,
проприорецептивной, тактильной и зрительной
сенсорных систем;
• развитие двигательного праксиса;
• развитие координации между руками, глазами и
телом
• формирование гнозиса;
• развитие тонкой моторики;
• стимулирование активной работы
глазодвигательных мышц для приобретения
визуальных навыков;
• формирование «схемы тела»;
• формирование волевого поведения;
• развитие устойчивости внимания;
• снижение мышечного и психоэмоционального
напряжения;
• создание положительного эмоционального фона,
влияющего на повышение работоспособности
ребенка.

Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована на основе ключевых подходов дошкольной педагогики и
психологии:
1.Культурно-исторический подход к развитию психики ребенка (Л.С.Выготский)
Основополагающими факторами данного подхода являются следующие:
• соблюдение принципов активности, инициативности в развитии ребенка;
• учет зоны ближайшего развития (сегодняшняя зона ближайшего развития завтра
станет для ребенка уровнем его актуального развития);
• среда является источником развития ребенка;
• в качестве основных условий полноценного развития ребенка выступают: общение
между ребенком и взрослым и нормальное развитие нервной системы ребенка.
5

2. Личностный подход к проблеме развития психики ребенка
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. апорожец)
Основополагающими факторами личностного подхода являются следующие:
•
активность, инициативность в развитии ребенка;
•
уникальность и самоценность развития ребенка в дошкольном детстве.
Соблюдение указанных принципов обеспечивает саморазвитие, самореализацию и
личностное развитие ребенка – дошкольника.
3.
Деятельностный подход к проблеме развития психики ребенка
(Леонтьев А.Н, Д.Б.Эльконин)
Деятельность рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом
возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды
деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают
личностные новообразования. Игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В
игре формируются универсальные предпосылки учебной деятельности: символическая
функция, воображение и фантазия, целеполагание, умственный план действия,
произвольность поведения и др.
Основополагающими факторами деятельностного подхода являются следующие:
• целенаправленное формирование всех структурных компонентов любой
деятельности (коммуникативной, предметной, игровой или учебной);
• психолого-педагогический процесс организуется на наглядно – действенной основе.
Программа строится на основе общеобразовательных и коррекционных принципов
обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Общеобразовательные принципы дошкольного образования, изложенные в ФГОС ДО:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьями;
• приобщение детей к социокультурным нормам;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностей развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы осуществление психолого-педагогического сопровождения
• структурно-системный принцип, согласно которому дефект рассматривается как
системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального
одновременного воздействия на всю систему, а не последовательно - изолированно
на каждый ее элемент;
6

•

принцип комплексности предполагает комплексное совместное воздействие
различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один
объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов;
• принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей
в соответствии с их возможностями и проблемами. С учетом данного принципа
происходит объединение детей в подгруппы;
• принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса
обучения от простого к сложному и от известного к неизвестному;
• принцип доступности определяет необходимость отбора материала в
соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными
требованиями обучения и воспитания;
2. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры освоения Программы
Целевые ориентиры Программы базируются на ФГОС ДО и целях и задачах,
обозначенных в пояснительной записке к Программе.
Тип группы
Целевые ориентиры освоения Программы
Дети с тяжелыми
нарушениями речи.

Ребенок умеет анализировать интеллектуальные задачи и
выбирать наиболее эффективные способы их решения.
Ребенку, в первую очередь, интересен процесс
обдумывания проблемных задач; во вторую очередь,
оценка за успешное решение.
В деятельности ребенка присутствуют ориентировочная
фаза и контроль результатов своей деятельности.
Ребенок
продуктивно
участвует
в
групповой
интеллектуальной деятельности и умеет достаточно
полно и четко выражать свои мысли и идеи.
Ребенок старается максимально полно следовать
инструкциям и выполнять в играх введенные правила.
У ребенка стабильная и устойчивая положительная
самооценка: он отделяет свои неудачи от своей
личности.
Ребенок уважительно относится к мнению партнеров, с
которыми вместе выполняет групповую работу.

Дети с задержкой
психического развития

Ребенок приобретает опыт осознания и дифференциации
своих переживаний в процессе разнообразных
социальных отношений между детьми.
Ребенок осваивает разнообразные формы социально
одобряемой вербальной и невербальной коммуникации,
особенно в конфликтных ситуациях.
Ребенок обучается реагировать на фрустрацию
неимпульсивно.
Ребенок начинает осознавать важность конструктивных
контактов и положительного эмоционального фона в
коллективе детей.
7

Ребенок начинает осознавать важность
самоограничений как основу человеческих
взаимоотношений.
Ребенок следует социальным нормам вне занятий.
Дети с
интеллектуальными
нарушениями

У ребенка формируется стабильная остойчивость как
основа ловкости рук и бинокулярного зрения.
У ребенка формируется проприорецепторное
представление о состоянии окружающего
пространства и собственного тела.
У ребенка осуществляется координация между рукой и
глазом.
У ребенка формируется визуальное, слуховое,
кинестетическое и тактильное соответствие.
У ребенка формируется осознание своего центра
тяжести.
У ребенка исчезают синкинезии.
У ребенка формируется навык волевой регуляции в
процессе преодоления трудностей.
У ребенка формируется заинтересованность в новых
видах деятельности как основа в дальнейшем для
развития познавательного интереса.

Система оценки результатов освоения Программы
Освоение Программы оценивается с помощью тестовых и аутентичных оценок.
Важность аутентичных оценок заключается в следующем: оценивается реальная динамика
изменения поведения и установок ребенка в процессе занятий и коммуникации с ним, а не
в искусственно созданной ситуации тестирования. Поскольку группа детей с ОВЗ
разнородна и в работе с ними ставятся разнообразные цели и задачи, то и система
оценивания различна.
Объект
психолого педагогической
оценки
Индивидуальные
достижения детей по
результатам занятий

Формы и методы
психолого педагогической
оценки
Метод
наблюдения,
тестовые задания.

Периодичность
проведения
оценивания

Сроки проведения
процедуры
оценивания

3 раза в год

Сентябрь(2 недели)
Январь (2 недели)
Апрель (2 недели)

Группа детей с тяжелыми нарушениями речи.
Параметр

форма
диагностики

Уровень произвольности памяти и внимания

тестовое задание

Навыки анализа правильности выполнения своей и чужой
работы (соотношение результата с поставленной задачей

метод наблюдения
8

Сотрудничество при выполнении совместной интеллектуальной
деятельности
Развитие ориентировочного этапа в интеллектуальной
деятельности
Зрительно – моторная координация
Грамотное оречевление своей интеллектуальной деятельности
Познавательная мотивация (степень ее выраженности)
Самостоятельность мышления

метод наблюдения
метод наблюдения
тестовое задание
метод наблюдения
метод наблюдения
тестовое задание

Группа детей с задержкой психического развития
параметр
форма
диагностики
Способы поведения в конфликтных ситуациях
-часто провоцирует конфликты, не уступает, выдает бурные
метод наблюдения
эмоциональные реакции (кричит, плачет, топает ногами)
-иногда провоцирует конфликты, иногда уступает, конфликты не
провоцирует, агрессии в конфликтной ситуации не проявляет,
эмоциональные вспышки очень редки
-конфликты не провоцирует, в конфликтной ситуации чаще всего
уступает, эмоционально уравновешен
Взаимодействие со взрослым
-сопротивление контактам, проявление негативизма или
пассивность, безразличие в отношении предпринимаемых
взрослым попыток вступить в контакт

метод наблюдения

- преимущественно положительно реагирует на попытки
взрослого привлечь его к взаимодействию, но контакт часто
формальный и длится непродолжительное время
-всегда откликается на предложение к взаимодействию, часто
выступает с инициативой вступить в контакт со взрослым,
общение наполнено содержанием

9

Взаимодействие со сверстниками
- сопротивление контактам, проявление негативизма или
пассивность, безразличие в отношении предпринимаемых
сверстниками попыток вступить в контакт

метод наблюдения

-преимущественно положительно реагирует на попытки
сверстника привлечь его к взаимодействию, но контакт часто
формальный и длится непродолжительное время
-всегда откликается на предложение к взаимодействию, часто
выступает с инициативой вступить в контакт с другими детьми,
общение наполнено содержанием
Наличие коммуникативных игровых навыков
игровые навыки отсутствуют, не выполняет даже самых
простых предметно – игровых действий с партнерами по игре, в
совместной игре проявляет неуправляемую двигательную
активность, чаще играет в одиночку

метод наблюдения

в коллективной игре преимущественно пассивен, нет
стремления к контактам с другими играющими, участие в
коллективной игре непродолжительное время
стремится к игре с другими детьми, откликается на
предложение сверстников поиграть, самостоятельно может
взаимодействовать в паре, соблюдает правила игры
Восприятие себя
Не понимает смысла диагностической процедуры
Делает осознанный ассоциативный выбор

тестовое задание

Группа детей с интеллектуальными нарушениями
Параметр

форма диагностики

Зрительно – моторная координация

тестовое задание

Степень остойчивости (устойчивого равновесия)

метод наблюдения

Координация между руками, глазами и телом

метод наблюдения

Мелкая моторика

тестовое задание

Визуальные навыки

тестовое задание

Обучаемость (освоение моторных цепочек)

метод наблюдения

Концентрация внимания

метод наблюдения

Проявление интереса (к тому, что предлагает педагог)

метод наблюдения

10

3.Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей
психофизиологического развития детей с ОВЗ
Особенности психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи
Тяжелые нарушения речи у детей осложняют интеллектуальное, эмоционально – волевое,
личностное развитие ребенка. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами
психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, например,
обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями
(сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словеснологического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.
Дети с
ТНР находятся в группе риска в силу своих психофизиологических особенностей. Можно
выделить следующие основные дефициты, характерные для детей с недоразвитием речи:
• присутствует проявление произвольности всех психологических процессов, но еще
не сформирована учебная деятельность школьного типа;
• неумение сотрудничать друг с другом в процессе разрешения проблемной
ситуации;
• наличие феномена «выученной беспомощности»;
• ведущим продолжает оставаться наглядно-действенное мышление;
• преобладание игрового мотива над познавательным;
• низкий уровень волевой регуляции;
• неразвитость функции контроля над соответствием результата поставленной цели;
• трудность выражения словами своих мыслей или действий; низкий уровень
аналитико – синтетических операций мышления; трудности в формировании
предпосылок УУД.
Занятия проводятся с детьми логопедической группы, идущими в сентябре 2022 г. в
школу. Возрастные особенности детей на 1 сентября 2021г. следующие: самому младшему
ребенку 5л. 9м. Самому старшему – 6л.10м. Такой возрастной диапазон предполагает
значительную неравномерность сформированности у детей учебных навыков, учебной
мотивации и волевой регуляции.
Особенности психофизического развития детей с задержкой психического развития
(ЗПР)
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы
отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных,
речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в
генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо
выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной
системы (ЦНС). У рассматриваемой категории детей нет специфических нарушений
слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.
У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика:
незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной
деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности,
энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в
других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих 11

мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные
черты личности и социального поведения.
Патогенетической основой ЗПР является перенесенное органическое поражение
центральной нервной системы, ее резидуально-органическая недостаточность или
функциональная незрелость. У таких детей замедлен процесс функционального
объединения различных структур мозга, своевременно не формируется их
специализированное участие в реализации процессов восприятия, памяти, речи, мышления.
Дети этого вида дефицитарного развития характеризуются эмоциональной
нестойкостью, эффективностью (возбудимостью) поведения, неустойчивостью волевых
установок, вялостью, апатичностью либо, наоборот, двигательной неограниченностью.
Отсутствие самостоятельности, наивности, внушаемости у таких детей сочетается с
эмоционально-волевой незрелостью.
К главным особенностям личности детей этой группы дефицитарного развития
относятся инфантильность, трудности освоения в новом коллективе, частые
немотивированные смены настроения. Детям с недоразвитием эмоционально-волевой
сферы неинтересны предлагаемые задания или какая-либо работа, у них отмечается
слабость механизмов побуждения к деятельности, нечеткость проделываемой работы, нет
четкого плана действий. В связи с этим наблюдается низкий уровень интеллектуальной
деятельности в целом.
Можно выделить следующие основные дефициты, характерные для детей с ЗПР:
• неумение считывать и оценивать невербальные сигналы других людей;
• инфантильность
• бедность и однообразие социальных форм поведения;
• импульсивность;
• преобладание поведенческих реакций гневливости или плаксивости;
• непонимание причинно – следственных связей в поведении собственном и других
людей;
• несоответствие развития социального интеллекта биологическому возрасту;
• трудности в формировании «Я – концепции»
Занятия проводятся с детьми группы ЗПР. Практически все дети имеют проблемы с
пониманием социального контекста коммуникации, эмпатией, уровнем
развития
экспрессивной речи.
Дети с интеллектуальными нарушениями
Первичный дефект умственной отсталости заключается в инертности,
тугоподвижности основных нервных процессов (возбуждения, торможения), а также
слабости ориентировочной деятельности. Слабость ориентировочной деятельности лежит в
основе пониженной активности ребенка и потребности в новых ощущениях, отсутствии
интереса к окружающему миру. Самым частым осложнением при умственной отсталости
является недоразвитие высших психических функций. Существуют большие проблемы в
развитии моторной сферы. Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные,
замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, синкинезии.
У детей с интеллектуальными нарушениями присутствует грубое нарушение
сенсорной интеграции. Нарушения сенсорной интеграции ведут к системным нарушениям
всех сфер психики: восприятия, произвольной памяти, мышления, эмоций, личности в
12

целом. Так в восприятии, прежде всего страдает наиболее сложный уровень, связанный с
анализом и синтезом воспринимаемого. Это проявляется в нечеткости, искаженности и
фрагментарности зрительных восприятий, нарушении пространственных синтезов.
Механическая память часто бывает удовлетворительной, но всегда на низком
уровне смысловая память.
При относительной сохранности элементарных эмоций присутствует выраженное
недоразвитие более сложных эмоциональных проявлений, формирование которых тесно
связано с интеллектуальным развитием.
У ребенка значительно запаздывает формирование «концепции Я», являющееся
важнейшим фактором созревания личности.
Нарушение сенсорной интеграции, как правило, является основной причиной
многих трудностей обучении. В головном мозге происходит переработка и
структурирование потока сенсорной информации в такой степени, которая дает человеку
точные сведения о нем самом или окружающем его мире. Без полной сенсорной
интеграции обучение становится сложным, обычные навыки самообслуживания
затруднительными, ребенку тяжело справиться даже с небольшими перегрузками и
стрессами.
Можно выделить следующие основные дефициты, характерные для детей с
интеллектуальными нарушениями:
• неполноценные двигательные навыки;
• нарушения двигательного праксиса;
• отсутствие координированных движений рук и ног;
• трудности с удержанием равновесия;
• беспокойные, случайные, гиперактивные движения или крайняя двигательная
заторможенность;
• крайне легкая отвлекаемость;
• утрата чувства расстояния, направлений вверх-вниз, внутрь-наружу;
• неполноценная перцепция;
• несформированная зрительно – моторная координация;
• негативная реакция на все новое;
• несформированность перцептивных действий;
• несформированность «схемы тела»;
• несформированность «Я – концепции»
Занятия проводятся с детьми групп с интеллектуальной недостаточностью, а также в
Центре сопровождения ребенка . Все дети имеют серьезные проблемы в психомоторном,
сенсорном, интеллектуальном развитии
Содержательный раздел
1. Направления развития и образования детей
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивационной и
интеллектуальной сферы детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития
и образования детей (далее - образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие; физическое развитие;
13

•

речевое развитие.

Образовательные области

Содержание

Методы и приемы
реализации
содержания

14

Социальнокоммуникативное Направлено на:
развитие
• усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе;
• развитие общения и
взаимодействия ребенка с
взрослыми и сверстниками;
• становление;
самостоятельности,
целенаправленности и
саморегуляции собственных
действий;
• развитие социального и
эмоционального
интеллекта, эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания;
• формирование готовности к
совместной деятельности со
сверстниками.

Совместные действия
взрослого и ребенка;
сотрудничество детей в
играх и упражнениях;
безоценочное
поведение взрослого;
декларирование
ценности любых
усилий и процесса
познания, а не
ценности результата;
обучение детей
конструктивному и
дружелюбному стилю
взаимодействия в
совместной
деятельности; создание
предпосылок
формирования
рефлексии у детей.

В связи с этим задачи рабочей
Программы следующие:
формирование у ребёнка
представлений о самом себе и
элементарных представлений о
социуме для выстраивания
адекватной системы
положительных личностных
оценок и позитивного отношения
к себе;
формирование умения
сотрудничать с взрослыми и
сверстниками; - адекватно
воспринимать окружающие
предметы и явления,
положительно
относиться к ним (в частности, к
собственным неудачам или к
другому видению ситуации у
товарища по группе)
формирование умений
использовать вербальные средства
общения при их адекватном
сочетании с невербальными
средствами в контексте различных
15

видов детской деятельности и
свободном общении;
изменение эгоцентрической
позиции
отношения к окружающим; формирование «концепции –
Я»;
развитие игровой
деятельности

16

детей.

Познавательное
развитие

Направлено на:
• развитие интересов детей,
любознательности и
познавательной
мотивации;
• формирование познавательных
действий;
• развитие воображения и
творческой активности;
• формирование первичных
представлений о себе,
других людях, объектах
окружающего мира.
В связи с этим задачи рабочей
Программы следующие:
развитие сенсорной
интеграции;
развитие апперцепции; развитие познавательноисследовательской деятельности; формирование культуры
интеллектуальной деятельности; развитие аналитико – синтетических
функций мышления;
обучение приемам совместной
интеллектуальной деятельности опора на удовольствие от
интеллектуальной деятельности с
целью формирования познавательного
интереса

Игровая
деятельность:
дидактические
и
развивающие
игры,
настольно-печатные игры,
игры и упражнения с
конструктивными
материалами, обсуждение
способов
решения
интеллектуальных задач,
опора
на
интеллектуальную
активность
детей,
включение проблемных
ситуаций для обсуждения,
совместные
действия
взрослого и ребенка,
оказание недирективной
помощи воспитанникам в
процессе
деятельности,
безоценочное поведение
взрослого,
декларирование важности
и
ценности
самостоятельной
поисковой деятельности
ребенка вне зависимости
от правильности или
неправильности
результата, создание
специально
организованной
предметной развивающей
среды на занятиях

17

Речевое развитие

Направлено на:
• овладение речью как средством
общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной,
грамматически правильной
диалогической и
монологической речи.
В связи с этим задачи рабочей
Программы следующие:
- обогащение словарного запаса формирование навыков владения
языком в его коммуникативной
функции;
- развитие связной речи, развитие
экспрессивной и импрессивной речи.

Физическое развитие

Направлено на:
• приобретение опыта
двигательной деятельности,
направленной на развитие
координации, гибкости,
равновесия, крупной и мелкой
моторики;
• становление
целенаправленности и
саморегуляции в двигательной
сфере.
В связи с этим задачи рабочей
Программы следующие:
-развитие двигательного праксиса, развитие пространственных
представлений
замена полевого поведения на
волевое
формирование «схемы тела»

Дидактические
и
развивающие
игры,
настольно-печатные игры,
объяснение,
включение
проблемных ситуаций для
обсуждения, совместные
действия взрослого и
ребенка,
оказание
недирективной помощи
воспитанникам в процессе
деятельности,
безоценочное поведение
взрослого,
побуждение
детей
выражать
с
помощью речи свои
мысли и идеи, обучение
детей речевым клише,
принятых в коммуникации.
Создание специально
организованной
предметной развивающей
среды на занятиях,
использование игр и
заданий, находящихся в
зоне ближайшего развития
ребенка.

Группа детей с тяжелыми нарушениями речи
Комплексно – тематическое планирование занятий «Психологическая подготовка к
школе»
блок

цели

задачи

18

мышление

развитие
логического и
креативного
мышления

речь

Развитие
диалогической и
монологической
речи
развитие
апперцепции,
активизация
процесса
построения
психических
моделей
действительности,
снижение
импульсивности,
сдвиг от полевого
поведения в
волевому

восприятие

произвольность

самостоятельность

коммуникация

развитие беглости, гибкости, оригинальности
мышления, умения выдвигать разные гипотезы
решения задач, делать умозаключения и
обобщения, формирование представлений о
многовариантности решения проблемных
ситуаций
оречевление интеллектуальной деятельности,
приобретение навыка размышления вслух,
развитие умения задавать вопросы если что-то
непонятно.
развитие различных форм восприятия и их
интеграция, развитие пространственных
представлений, системы «глаз-рука»

формирование навыков продуктивной
переработки учебных инструкций, развитие этапа
контроля результата в учебных заданиях,
развитие навыков волевой саморегуляции
(соблюдение правил в играх), адекватно
реагировать в эмоционально заряженных
ситуациях.
формирование
обучение детей использовать в первую очередь
навыков делать
собственные ресурсы при решении
осознанный выбор и интеллектуальных задач, формирование
принимать
положительного отношения к ошибкам как
связанныке с ним
неотъемлемой части освоения нового
последствия
формирование устойчивой самооценки вне
зависимости от неудач и ошибок ребенка.
развитие
расширение представлений об эмоциональных
социального
переживаниях, обучение способам адекватного
интеллекта,
поведения в различных ситуациях, навыкам
расширение
объективного оценивания своих и чужих
поведенческого
результатов интеллектуальной деятельности,
репертуара,
формирование навыков диалоговой речи.
развитие рефлексии

Календарное планирование системы занятий детьми группы ТНР
Все занятия имеют следующую структуру:
1. вводная часть - разминка

19

№

2. основная содержательная часть 3.
обмен мнениями по поводу
занятия
4. ритуал – прощание.
разминка
содержательная часть

1

2

Нет

Миски (4шт.)

3
4

Конкурс змеек
Миски (5шт.)

5

Ленточки
(бантики)
Встать по росту

6

7
8
9

10

Волш. мешочек
с геом.
фигурами
Волчки (по
кругу)
Нет

Нахождение
пары похожих

Знакомство. Введение правил. Беседа на тему: «Чем
пребывание в школе отличается от пребывания ребенка в
саду». Обсуждение целей наших совместных занятий.
Блоки Дьенеша (ловля р. с символами). Камешки. Игра с
мячом (что летает).
Поезд №1. Игра «Пожалуйста»
Введение волшебника Дели-давай. Тренировка: части стула,
коробки, мяча. Игра « яблочко на ветке». Игра с мячом
«назови целое»
Тень (гном) – совместно. Кубики Никитина (4 и 9ч).
Что такое разница: длина, ширина, фактура, интенсивность,
количество – практическая работа. Найди отличия (6 отл.)
Палочки Кьюзенера: склад.квадрат, прямоугольник.
Игра с мячом «назови часть».
Блоки Дьенеша (аквариум). Зашумленные картинки.
Кубики Никитина (4 и 9ч).
Обсуждение, какие бывают углы (острые, тупые, прямые).
Нахождение с трафаретом прямые углы в помещении.
Рисование из цветочков круга, квадрата, прямоугольника.
Четвертый лишний №1-5 (по командам). Игра «счет до
пяти». Разрезные картинки.

предметов
11
12
13
14
15
16

Большие карты
Самолеты
Яблочко на
ветке
Когти

17

Миски (6шт.)
Жонглеры
(крышки) по
кругу.
Камешки

18

Нет

Расколдуй закорючку (полукруг) .
Поезд №2.Кубики Никитина (9 и 16ч).
Рисование по клеткам (собака). Зашумленные картинки.
Кубики Никитина (9 и 16ч).
Картинка «о чем думает..» (тачка с песком). Зеленые
полянки.
Закономерности №1. Кактус. Разрезные картинки.
Цветочки (в ряд) с взаимной проверкой. Пинцет.

Четвертый лишний №6-8 (по командам). Платочки (по
кругу). Рисование по клеткам (олень)
Волшебная линия (симметрия): круг, квадрат, овал,
прямоугольник, треугольник.
20

19
20

Скручивание
ленточек
Колодец

Угадай рыбку (блоки Дьенеша). Пасьянс. Рисование
ножницами (симм.дерево).
Картинка «о чем думает..» (2 мальчика). Зеленые полянки.

21

Ящерицы

22

Самолеты

23

Жонглеры

24
25

Пары ключей
Нет

26
27
28
29

Большие карты
Конкурс змеек
Яблочко на
ветке
Нет

30
31

Краш-домино
Краш-домино

32

33

Жонглеры
(крышки) по
кругу.
Камешки

34

Ящерицы

35

Штыри

36
37
38

Большие карты
Бантики
Нет

39
40
41

Самолеты
Конкурс змеек
Орехи

42

Жонглеры (2
шарика)

43

Колодец

Обсуждение: «кто такие сыщики» Игра «найди братца». Игра
«чей голос». Запоминайка.
Игра «вопрос ребром». Рисование ножницами (симметр.
ель).
Закономерности №2. Колокольчик. Рисование по клеткам
(симм. заяц).
Поезд №3. Кубики Никитина (9 и 16ч).
Рассматривание предметов сверху и сбоку с обсуждением.
Игра «найди предмет». Платочки (по кругу).
Расколдуй закорючку (угол) .
Рисование предметов (вид сверху).Разрезные картинки.
Рисование предметов (вид сверху).Кубики Никитина (9 и
16ч).
Чертеж и его отличия от рисунка с обсуждением.
Рассматривание карты, выкройки, чертежа.
Чертеж пирамиды. Кактус. Пасьянс.
Чертеж пирамиды. Колючие шарики (двумя руками).
Красивый узор (в парах).
Индивидуально: закономерности №3. Найди отличия (6 отл).
Зашумленные картинки. С обсуждением своих результатов
(что мешало работать самостоятельно).
Формирование команды по выбору детей. Четвертый лишний
№9 -12 (по командам). Эстафета (по командам). С
обсуждением результатов.
Цветочки (стопка) с взаимной проверкой. Пинцет. Рисование
по клеточкам (елка симметр.).
На что похоже - капля (личное первенство). С обсуждением
результатов.
Геометрическое лото: закрыть наоборот. Оригами: драккар.
Перепутанные линии (гонка). Путаница.
Краш – домино в парах. Клумба (в парах). С обсуждением
лучшей.
Крокодилы (фломастеры). Запоминайка. Колючие шарики.
Индивидуально: закономерности №4. Путаница
Цветочки с взаимной проверкой. Рисование ножницами
(парусник).
Формирование команды по выбору детей. Четвертый лишний
№ 13 - 16 (по командам). Игра «счет до 5». Игра с мячом «
что живое».
Ракеты (фломастеры). Зашумленные картинки. Разрезные
картинки.

21

44

Волшебный
мешочек.

45
46

Когти
Овечки

47

Нет

48
49
50

Ящерицы
Жонглеры
(ногами)
Самолеты

51

Слова – враги

52

Орехи

53
54
55

Штыри
(маленькие)
Камешки
Вертушка

56

Вертушка

57

Вертушка

58

59
60

Не урони
(круглые
волчки)
Конкурс змеек.
Ящерицы

61

Клумба

62

Нет

Бутерброды (в парах) с обсуждением. Запоминайка
(командная).
Игра смячом (какой…?)
Поезд №4. Пинцет. Рисование по клеткам (танк)
Обсуждение стратегии разминки. Угадай рыбку (блоки
Дьенеша). Пасьянс.
Игра « стройка» с обсуждением
Картинка «о чем думает..» (урок музыки). Зеленые полянки.
Закономерности № 5. Колючие мячики (со счетом).
Разрезные картинки
Многоэтажный дом из паззлов. Запоминайка (командная).
Игра «все наоборот».
Работа с планами (Венгер). Слова – друзья. Колючие мячики
(двумя руками)
Цветочки с взаимной проверкой. Мячи в корзину (двумя
руками).
Рисование ножницами (спираль).
Формирование команды по выбору детей. Четвертый
лишний № 17 - 20 (по командам). Колокольчик. Танграм.
Поезд №5. Игра «все наоборот».Танграм.
Многоэтажный дом из паззлов. Запоминайка (командная).
Игра «хлопок»
Цветочки (с взаимной проверкой). Игра «болото и
кочки».Танграм.
Последовательные картинки (индивидуально с рассказом).
Игра «счет до 5». Танграм, Пифагор.
Закономерности №6. Игра с мячом (что делает…?).
Обруч.
Расколдуй закорючку (волна ).Танграм, Пифагор.
Зашумленная картинка (по кругу). Что неправильно
нарисовано (покругу).Танграм, Пифагор.
Игра «вопрос ребром». Рисование ножницами (симм.
цветок). Перепутанные линии.
Обмен мнениями по поводу занятий. Рисунок на память.
Любимая игра.

Группа детей с задержкой психического развития Комплексно – тематическое
планирование занятий «Развитие социального интеллекта
блок

цели

задачи

22

коммуникация

развитие
социального
интеллекта,
расширение
поведенческого
репертуара,

произвольность

снижение
импульсивности,
сдвиг от полевого
поведения в
волевому

«Я – концепция»

Формирование
представлений о
себе

рефлексия

Осознание
собственных
эмоциональных
переживаний,
желаний,
протестных реакций

расширение представлений об эмоциональных
переживаниях, обучение способам
адекватного поведения в различных
ситуациях, навыкам оценивания
причинноследственных связей общения,
обучение вести диалог (особенно в
эмоционально заряженных ситуациях),
усвоение социально приемлемого веера
вербальных и невербальных поведенческих
проявлений, формирование установки
дружелюбного отношения к другим людям,
обучение различным паттернам проявления
эмпатии и симпатии
Следование правилам не только на занятиях,
но и в различных режимных моментах,
осознанное следование правилам в игровой
деятельности, понимание важности уступок и
компромиссов в процессе общения и
совместной деятельности
Развитие у детей представления о
многомерности
человека, осознание
собственной непохожести на других (пол,
внешность, любимые занятия и т.д.)
Развитие навыка осознавать свои эмоции в
ситуациях, выбора, проигрыша, конфликта и
опознавать их (называть словом)

Календарное планирование системы занятий детьми группы ЗПР Все
занятия имеют следующую структуру:
1. Круг правил:
включает ритуал приветствия и обсуждение конкретных актуальных коммуникативных
проблем в группе или использование культурных практик в специально придуманной
проблемной ситуации.
2. Коммуникативные игры и игры на рефлексию.
Коммуникативные игры и упражнения проводятся со всеми присутствующими детьми
группы. Планирование конкретных игр и упражнений осуществляется в зависимости от
динамики каждого ребенка и группы в целом.
3. Ритуал - прощание. Дает возможность детям осознать единство группы.
период

задания, игры, упражнения

23

октябрь, ноябрь

декабрь, январь, февраль

март, апрель, май
июнь

Задания, игры, упражнения, направленные
на замену полевого поведения волевым, на
развитие внимания к контексту игры,
задания, упражнения, на развитие
саморегуляции.
Формирование
невербальных коммуникативных шаблонов
Игры, задания, упражнения, для всей
группы одновременно. Сюжетно – ролевые
игры для развития вербальных и
невербальных коммуникативных шаблонов:
поездка в автобусе, чаепитие в гостях, визит
к доктору
Игры, задания, упражнения в малых
подгруппах (2 – 4 человека)
Совместная деятельность, направленная на
личное самовыражение каждого ребенка.

Группа детей с интеллектуальными задержками Комплексно – тематическое
планирование занятий «Развитие сенсорной интеграции»
блок
Пространственные
представления

цели
Обогащение представлений
о трехмерном пространстве,
окружающем ребенка

Формирование «схемы
тела»

Формирование «карт
движений»

Мелкая моторика

Развитие тонко
координированных
движений пальцев рук

Внимание

Развитие произвольного
внимания

задачи
Полноценное освоение
группового пространства,
пространства настольных
игр, пространства
собственного тела;
пространственных
характеристик
(приближение, отдаление,
глубина, высота, фактура,
скорость и т.д.)
Приобретение
разнообразноного
двигательного опыта
Формирование навыков
согласованных движений
пальцев одной руки,
латеральности в работе
кистей обеих рук
Развитие всех параметров
внимания, объема,
концентрации,
распределения,
переключения; увеличение
временного промежутка
сосредоточения.
24

Память

Развитие произвольной
памяти

Мотивационная сфера

Развитие познавательного
интереса

Замена полевого поведения
на волевое, развитие
зрительной, мышечной,
слуховой памяти
Стимуляция положительных
эмоций в процессе занятий,
желания участвовать ,
осознания собственных
достижений

Календарное планирование системы занятий детьми группы с интеллектуальными
задержками.
Все занятия имеют следующую структуру:
1. Ритуал приветствия каждого ребенка индивидуально.
Направлен на развитие межличностных отношений и создание позитивного настроя на
занятие у каждого ребенка.
2. Игры и задания на развитие сенсорной интеграции.
Планирование каждого занятия корректируется в зависимости от динамики каждого
ребенка и в зависимости от наличия того или иного оборудования, необходимого для
работы с детьми. Структура каждого занятия определяется составом детей, которые в
данный момент находятся в группе.
3. Ритуал - прощание.
Направлен на развитие межличностных отношений и создание позитивного отношения у
каждого ребенка к специалисту.
Период
октябрь, ноябрь

декабрь, январь

задания, игры, упражнения
Задания, игры, упражнения, направленные на замену
полевого поведения волевым, на развитие внимания к
контексту игры, задания, упражнения, на развитие
саморегуляции. Формирование положительного
отношения к занятиям
Игры, задания,
упражнения с использованием
стабильного оборудования.

февраль, март, апрель

Игры, задания, упражнения с использованием
стабильного и нестабильного оборудования.

май, июнь

Игры, задания, упражнения , направленные на
развитие тонкой моторики (биллатеральности и
латеральности работы рук).

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников
Одним из важных условий реализации Программы является сотрудничество с семьями
воспитанников. Задача работы с родителями – установить партнёрские отношения с
25

семьями воспитанников, создать атмосферу общности интересов, активизировать и
обогащать воспитательные умения родителей.
Главным принципом работы с родителями в рамках реализации Программы является
принцип системности.
Система мероприятий в группе детей с ТНР
период
сентябрь
февраль
февраль - май

мероприятие
посещение родительских собраний с целью информирования родителей
о психологическом сопровождении детей, идущих в школу.
проведение групповой консультации для родителей «Что такое
готовность к школе»
индивидуальное консультирование родителей по результатам «экспресс
– диагностики» Агафоновой И.Н. с целью более точного и полного
представления родителей о резервах своего ребенка

сентябрь –
июнь

индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития и
воспитания их ребенка

апрель

Проведение открытых занятий для родителей

Система мероприятий в группе детей с ЗПР
период
сентябрь
апрель
сентябрь июнь

мероприятие
посещение родительских собраний с целью информирования родителей
проблематике и занятиях с детьми
проведение открытых занятий для родителей
индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития и
воспитания их ребенка

Система мероприятий в группе детей с интеллектуальной недостаточностью
период
сентябрь
апрель
сентябрь июнь

мероприятие
посещение родительских собраний с целью информирования родителей
проблематике и занятиях с детьми
проведение открытых занятий для родителей
индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития и
воспитания их ребенка, совместное с другими специалистами
консультирование родителей.
Организационный раздел

1. Структура реализации образовательного процесса
Занятия с детьми проводятся в групповом или подгрупповых режимах (октябрь – июнь).
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
26

Также в рамках Программы предусмотрено время для индивидуальных занятий, если у
каких – либо детей появятся трудности, нерешаемые в процессе групповой работы. 2.
Формы образовательной деятельности, реализуемые образовательные технологии
Совместная образовательная деятельность предполагает групповую, подгрупповые и
индивидуальную формы работы с воспитанниками.
Деятельность педагога – психолога строится на:
• субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
• диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
• продуктивном взаимодействием ребенка с взрослыми и сверстниками;
• партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью
свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).
В рамках работы с детьми по программе реализуются следующие технологии:
технология
содержание
Дифференцированного
Организация учебного процесса, при которой педагог
Обучения
работает с группой детей, составленной с учетом
наличия у них каких-либо значимых для учебного
процесса общих качеств:
- по уровню умственного развития;
- по личностно-психологическим типам
Ставит в центр образовательной системы личность
Личностно – ориентированная ребенка, обеспечение комфортных, безконфликтных и
безопасных условий ее развития, реализации ее
природных потенциалов. Характеризуется
антропоцентричностью, гуманистической и
психотерапевтической направленностью и имеет целью
разностороннее, свободное и творческое развитие
ребенка.
Организация занятий, предполагающая создание под
руководством педагога проблемных ситуаций и
Проблемного обучения
активную самостоятельную деятельность детей по их
разрешению, в результате чего происходит творческое
овладение знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей.
Оптимальный двигательный
режим, профилактика нарушений осанки, формирование
Здоровьесберегающая
культуры работы с интеллектуальным материалом,
приоритет развития над обучением, учет
психофизиологических возможностей каждого ребенка
Приложение.
Список нормативных документов.
• Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
• Указ президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012 – 2017 годы».
27

•
•

ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Приоритетный национальный проект «Образование»;
• Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
• СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
• Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
• Методическое письмо Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16
• Письмо Минобрнауки России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах
и педагогах-психологах учреждений образования».
Список научно-методической литературы.
• Асмолов А.Г. Культурно – историческая психология и конструирование мифов. – М.,
1996
• Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб., 2008
• Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. – М., 1972
• Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное
пособие. – М., 2012
• Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1982
• Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1984
• Гатанов Ю.Б. курс развития творческого мышления для детей 6-8 лет. СПб., 1998

28

•
•
•

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1999
Деннисон П.и Г. «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. – СПб.: ИГ «Весь»,
2019

•

Э Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция. – М. Теревинф 2013 Кравцов Г.Г.,
Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М.,
2012 Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ под
редакцией Верховкиной М.Е. – Каро 2014 Смирнова Е.О. Общение дошкольника с
взрослыми и сверстниками: Учебное пособие.
– М., 2016

24
ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 54 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Стеничева Елена Александровна, Заведующий
01.09.2022 09:12 (MSK), Сертификат 1B98930096ADDF9B4B3FC5560003043A


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.09.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (812) 307-38-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».